«Большое приобретение Семья Кардовских и Переславский музей |
|
|
|
Д.Н. Кардовский и О.Л. Делла-Вос-Кардовская. 1930-е гг. |
|
В своих воспоминаниях переславский краевед С.Е. Елховский писал: |
|
|
|
С.Е. Елховский. 1930 г. | |
Заявление Д.Н. Кардовского с просьбой «зачислить его в качестве сотрудника специалиста по художественной части при Переславском музее». 1919 г. |
Мандат Д.Н. Кардовскому на право личного осмотра всех советских учреждений Переславля «в целях охраны произведений старины и искусства». 1920 г. |
Опись предметов, принятых на хранение в музей от Д.Н. Кардовского. 1920 г. |
|
|
|
|
|
О.Л. Делла-Вос-Кардовская. 1930-е гг. |
|
Первый директор музея М.И. Смирнов считал, что Д.Н. Кардовский – «большое приобретение для музея», поскольку «талантливый художник и образованный человек, он много принес пользы делу, как строгий ценитель художественных предметов, положил начало составлению научного инвентарного описания музейных экспонатов, составил прежние перегородки в библиотечном зале, в стиле эпохи Петра I, размещал и классифицировал в музее экспонаты и т.д.» |
|
Фрагмент экспозиции, посвященной эпохе Петра I, в создании которой принимал участие Д.Н. Кардовский. 1920-е гг. |
|
Говоря о научной работе Дмитрия Николаевича, следует отметить, что до сего дня в музее сохранились книги учета с записями, сделанными его рукой. |
|
Книга учета с записями Д.Н. Кардовского | |
Он принимал участие в разработке планов охраны памятников искусства и старины, культурно-просветительской работы музея и курсов «родиноведения» (знакомили с географией, естественной историей и т.д.), был автором первых вывесок музея. |
|
Д.Н. Кардовский. Эскиз вывески Переславского музея. 1919 г. | Д.Н. Кардовский. Эскиз вывески Переславского музея. 1930-е гг. |
О деятельности О.Л. Делла-Вос-Кардовской М.И. Смирнов писал в своих воспоминаниях «На службе родному краю»: |
|
|
|
Удостоверение о том, что О.Л. Делла-Вос-Кардовская состоит членом Совета по охране памятников. 1924 г. | Удостоверение, выданное О.Л. Делла-Вос-Кардовской на право вывоза фарфора из усадьбы Бектышево. 1919 г. |
Дмитрий Николаевич и Ольга Людвиговна состояли в Переславль-Залесском научно-просветительном обществе (ПЕЗАНПРОБ), выступая на его заседаниях с докладами. В воспоминаниях и заметках М.И. Смирнова читаем: |
|
|
|
В 1920 году О.Л. Делла-Вос-Кардовская выступила с докладом «Охрана памятников искусства и старины», опубликованном в восьмом сборнике «Докладов Переславль-Залесского научно-просветительного общества», в котором она подчеркивала «важность и неотложность охраны предметов искусства и художественных сокровищ». |
|
Рукопись доклада Д.Н. Кардовского «Рембрандт, его жизнь и творчество». 1920 г. |
Сборник «Докладов Переславль-Залесского научно-просветительного общества». 1920 г. |
В 1920 году Д.Н. Кардовский уезжает в Москву и возвращается к преподавательской работе, но каждое лето проводит в Переславле, не теряя связи с музеем, для которого им были написаны картины «В.И. Ленин у А.А. Ганшина в Горках» и «Петровская флотилия на Переславском озере 24 августа 1692 года». |
|
|
|
Д.Н. Кардовский. В.И. Ленин у А.А. Ганшина в Горках на реке Шахе. 1926 г. |
|
Подробнее об истории создании картины: «С этим чудотворным образом Вам нечего бояться» |
|
|
|
Д.Н. Кардовский. Петровская флотилия на Переславском озере 24 августа 1692 г. 1927 г. |
|
В конце 1920-х – начале 1930-х годов
художественный отдел Переславского музея вырос, пополнился новыми
произведениями. Часть поступлений состоялась благодаря Дмитрию
Николаевичу, имевшему возможности рекомендовать Переславль художникам и
различным организациям.
|
|
|
|
А.Н. Бенуа. Версаль | К.Ф. Юон. Переправа через Оку |
К.А. Коровин. Ранняя весна | П.И. Петровичев. Осенний пейзаж |
|
|
Акт о передаче 15 картин из собрания Государственного Русского музея в Переславский музей. 1927 г. |
|
В 1931 оду Союз советских художников, членом которого являлся Д.Н. Кардовский, передал в дар музею 33 произведения графики и живописи 14 современных авторов («Пионерку» П.И. Котова, «Казахстан. Поселок Боровое» Г.К. Савицкого, рисунки Б.И. Антоновского, К.С. Елисеева, Ф.А. Малявина, Н.Э. Радлова, К.И. Рудакова и др.) |
|
|
|
Решение Общества «Союз Советских художников» о предоставлении Переславскому музею по одному произведению в дар от каждого члена общества. 1931 г. |
|
В 1932 оду из Государственной Третьяковской галереи, когда там работал П.И. Нерадовский, поступили по одной небольшой работе В.Д. Поленова и В.В. Верещагина. |
|
В.Д. Поленов. Саккарская пирамида | В.В. Верещагин. Озеро |
В 1932 и 1934 годах ряд гравюр из
серий «Уходящая Москва» и «Старая провинция» подарил И.Н. Павлов.
В 1934 году два своих этюда передал в дар
А.А. Рылов. |
|
И.Н. Павлов. Дом Леонтьевых | И.Н. Павлов. Двор церкви Успенья на Острожке |
После Первого Всероссийского музейного съезда (Москва, декабрь 1930 г.), проходившего под лозунгом: «Музеи на службу социалистическому строительству и культурной революции!», перед музеями была поставлена задача «коренной перестройки» экспозиций в соответствии с новыми установками. |
|
|
|
Из речи Наркома просвещения А.С. Бубнова на I Всероссийском музейном съезде. 1930 г. |
|
Переславский музей, опиравшийся в этом
деле на органы власти и общественные организации, создал
общественно-политический совет, состоявший из представителей
различных организаций. |
|
|
|
К.И. Иванов. 1929 г. |
|
Приглашая к сотрудничеству Дмитрия Николаевича, молодой руководитель опирался в работе на знания и опыт специалиста старой школы, получившего признание своих заслуг новой властью, присвоившей ему в 1930 году звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Тогда же художественный отдел Переславского музея получил имя Д.Н. Кардовского. |
|
Решение Переславского РИК о присвоении художественному отделу музея имени Д.Н. Кардовского. 1930 г. | |
О том, как проходила работа над перестройкой экспозиции, Константин Иванович Иванов оставил запись в своем дневнике: |
|
|
|
Ф. Чесалов. Сотрудник музея. 1929 г. | |
Приступив к выработке новой концепции строительства художественного отдела, Дмитрий Николаевич составил список художников, картины которых входили в собрание музея, сгруппировав их в соответствии с принадлежностью к художественным направлениям в русском искусстве начала XX века. Тяжелая болезнь не позволила Д.Н. Кардовскому завершить начатую работу, которая была закончена музеем в 1935 году при помощи сотрудников Государственной Третьяковской галереи. |
|
Список картин Переславского музея, составленный Д.Н. Кардовским |
|
В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы |