111

 

 

«Большое приобретение
для музея»

Семья Кардовских и Переславский музей

 

Д.Н. Кардовский и О.Л. Делла-Вос-Кардовская.
1930-е гг.

 

В своих воспоминаниях переславский краевед С.Е. Елховский писал:

«В Переславском музее Дмитрий Николаевич Кардовский появился в конце 1918 года, когда самого музея еще не было. Вспоминается, как мы, сотрудники Отдела народного образования, распаковывали картины, приобретенные еще до революции для города местным меценатом Иваном Петровичем Свешниковым. Здесь я впервые увидел Дмитрия Николаевича, который с этого дня брал на себя всю работу по разборке картин и устройству в будущем музее картинной галереи».

С.Е. Елховский. 1930 г.
Заявление Д.Н. Кардовского с просьбой
«зачислить его в качестве сотрудника специалиста по художественной части
при Переславском музее». 1919 г.
Мандат Д.Н. Кардовскому на право личного осмотра всех советских учреждений Переславля «в целях охраны произведений старины
и искусства». 1920 г.
Опись предметов, принятых на хранение в музей от Д.Н. Кардовского. 1920 г.

 

«Немного позже он, а также его жена, художница Ольга Людвиговна
Делла-Вос-Кардовская, принимали всегда самое активное участие в оценке, отборе и экспозиции художественных произведений, привозившихся в музей из помещичьих усадеб, и в работе по охране памятников искусства и старины.
Оба они были непременными участниками на собраниях Научного Общества, выступая на них с докладами по искусству и охране памятников».

 

О.Л. Делла-Вос-Кардовская.
1930-е гг.

 

Первый директор музея М.И. Смирнов считал, что Д.Н. Кардовский – «большое приобретение для музея», поскольку «талантливый художник и образованный человек, он много принес пользы делу, как строгий ценитель художественных предметов, положил начало составлению научного инвентарного описания музейных экспонатов, составил прежние перегородки в библиотечном зале, в стиле эпохи Петра I, размещал и классифицировал в музее экспонаты и т.д.»

Фрагмент экспозиции, посвященной эпохе
Петра I, в создании которой принимал участие
Д.Н. Кардовский. 1920-е гг.

Говоря о научной работе Дмитрия Николаевича, следует отметить, что до сего дня в музее сохранились книги учета с записями, сделанными его рукой.

Книга учета с записями Д.Н. Кардовского

Он принимал участие в разработке планов охраны памятников искусства и старины, культурно-просветительской работы музея и курсов «родиноведения» (знакомили с географией, естественной историей и т.д.), был автором первых вывесок музея.

Д.Н. Кардовский. Эскиз вывески Переславского музея. 1919 г. Д.Н. Кардовский. Эскиз вывески Переславского музея. 1930-е гг.

О деятельности О.Л. Делла-Вос-Кардовской М.И. Смирнов писал в своих воспоминаниях «На службе родному краю»:

«17 декабря 1918 г. состоялось постановление: «Назначить Коллегию по охране памятников старины в г. Переславле-Залесском из 3-х членов: от исполнительного комитета, археолога-специалиста и представителя отдела народного образования».
Персонально вошли: от исполкома — В.В. Магер-Паули, заведовавший Чрезвычайкой, я, как спец., и от Наробраза — Альбицкий, заведовавший внешкольным образованием в уезде. <...> Магер-Паули скоро исчез с нашего горизонта, а вместо него вошла в состав Коллегии (переименованной потом в Подотдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины) художница Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская, жена художника Дмитрия Николаевича Кардовского».

Удостоверение о том, что О.Л. Делла-Вос-Кардовская состоит членом Совета по охране памятников. 1924 г. Удостоверение, выданное
О.Л. Делла-Вос-Кардовской на право вывоза фарфора из усадьбы Бектышево. 1919 г.

Дмитрий Николаевич и Ольга Людвиговна состояли в Переславль-Залесском научно-просветительном обществе (ПЕЗАНПРОБ), выступая на его заседаниях с докладами. В воспоминаниях и заметках М.И. Смирнова читаем:

«Собрание вышло торжественное, было много народу. Докладывал на этот раз Д.Н. Кардовский на тему: «Рембрандт, его жизнь и творчество». Такой доклад оказалось возможным поставить потому, как заявил докладчик, что я собрал в музейной библиотеке значительное количество художественных изданий и репродукций. Доклад, иллюстрированный обильно репродукциями, имел заслуженный успех».

В 1920 году О.Л. Делла-Вос-Кардовская выступила с докладом «Охрана памятников искусства и старины», опубликованном в восьмом сборнике «Докладов Переславль-Залесского научно-просветительного общества», в котором она подчеркивала «важность и неотложность охраны предметов искусства и художественных сокровищ».

Рукопись доклада Д.Н. Кардовского
«Рембрандт, его жизнь и творчество». 1920 г.
Сборник «Докладов Переславль-Залесского научно-просветительного общества». 1920 г.

В 1920 году Д.Н. Кардовский уезжает в Москву и возвращается к преподавательской работе, но каждое лето проводит в Переславле, не теряя связи с музеем, для которого им были написаны картины «В.И. Ленин у А.А. Ганшина в Горках» и «Петровская флотилия на Переславском озере 24 августа 1692 года».

 

Д.Н. Кардовский. В.И. Ленин у А.А. Ганшина в Горках на реке Шахе.
1926 г.

 

Подробнее об истории создании картины: «С этим чудотворным образом Вам нечего бояться»

 

Д.Н. Кардовский. Петровская флотилия на Переславском озере 24 августа 1692 г.
1927 г.

 

В конце 1920-х – начале 1930-х годов художественный отдел Переславского музея вырос, пополнился новыми произведениями. Часть поступлений состоялась благодаря Дмитрию Николаевичу, имевшему возможности рекомендовать Переславль художникам и различным организациям.
Так, по всей видимости, он советовал М.И. Смирнову, куда и к кому обратиться во время поездки последнего в Ленинград в 1926 году. Об этой поездке М.И. Смирнов вспоминал так:

«Был в Русском музее с целью отборки картин для пополнения музейной галереи. Петр Иванович Нерадовский, заведующий художественным отделом, показал мне те картины, которые он назначил. Все было очень хорошо. И через несколько месяцев после этого и то, и другое, все это поступило в музей. Тут были очень ценные: Бенуа – «Лувр», Юон – «Переправа через Оку», Коровин – «Весна в деревне», Петровичев – «Осенний пейзаж» и другие».

А.Н. Бенуа. Версаль К.Ф. Юон. Переправа через Оку
К.А. Коровин. Ранняя весна П.И. Петровичев. Осенний пейзаж

 

Акт о передаче 15 картин из собрания Государственного Русского музея в Переславский музей. 1927 г.

 

В 1931 оду Союз советских художников, членом которого являлся Д.Н. Кардовский, передал в дар музею 33 произведения графики и живописи 14 современных авторов («Пионерку» П.И. Котова, «Казахстан. Поселок Боровое» Г.К. Савицкого, рисунки Б.И. Антоновского, К.С. Елисеева, Ф.А. Малявина, Н.Э. Радлова, К.И. Рудакова и др.)

 

Решение Общества «Союз Советских художников» о предоставлении Переславскому музею по одному произведению в дар от каждого члена общества. 1931 г.

 

В 1932 оду из Государственной Третьяковской галереи, когда там работал П.И. Нерадовский, поступили по одной небольшой работе В.Д. Поленова и В.В. Верещагина.

В.Д. Поленов. Саккарская пирамида В.В. Верещагин. Озеро

В 1932 и 1934 годах ряд гравюр из серий «Уходящая Москва» и «Старая провинция» подарил И.Н. Павлов. В 1934 году два своих этюда передал в дар А.А. Рылов.
Эти поступления не только расширили художественную экспозицию, но позволили открыть новый раздел «Советская графика».

И.Н. Павлов. Дом Леонтьевых И.Н. Павлов. Двор церкви Успенья на Острожке

После Первого Всероссийского музейного съезда (Москва, декабрь 1930 г.), проходившего под лозунгом: «Музеи на службу социалистическому строительству и культурной революции!», перед музеями была поставлена задача «коренной перестройки» экспозиций в соответствии с новыми установками.

 

Из речи Наркома просвещения А.С. Бубнова
на I Всероссийском музейном съезде. 1930 г.

 

Переславский музей, опиравшийся в этом деле на органы власти и общественные организации, создал общественно-политический совет, состоявший из представителей различных организаций.
Почетным членом президиума совета был избран Д.Н. Кардовский. Факт по своей сути примечательный, так как Дмитрий Николаевич являлся представителем старой интеллигенции, на смену которой в свете новых решений в музейном деле должны были прийти свежие кадры.
К этому поколению музейных работников принадлежал выдвиженец из рабочих фабрики «Красное Эхо» К.И. Иванов, ставший директором музея в 1930 году, сменив на этом посту М.И. Смирнова.

 

К.И. Иванов. 1929 г.

 

Приглашая к сотрудничеству Дмитрия Николаевича, молодой руководитель опирался в работе на знания и опыт специалиста старой школы, получившего признание своих заслуг новой властью, присвоившей ему в 1930 году звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Тогда же художественный отдел Переславского музея получил имя Д.Н. Кардовского.

Решение Переславского РИК о присвоении художественному отделу музея имени Д.Н. Кардовского. 1930 г.

О том, как проходила работа над перестройкой экспозиции, Константин Иванович Иванов оставил запись в своем дневнике:

«В десятом часу пришел Д.Н. Кардовский. Федя, я и он начали планировать будущую картинную галерею. Дмитрий Николаевич дал указания, куда поместить картины, как расположить.
<...> С самого утра принялись за размещение художественной галереи. Располагаем в пяти залах бывшей канцелярии. Первым идет искусство дворянско-помещичьей формации, затем искусство торгово-промышленного купечества, передвижники, искусство периода исканий и советское искусство».

Ф. Чесалов. Сотрудник музея. 1929 г.

Приступив к выработке новой концепции строительства художественного отдела, Дмитрий Николаевич составил список художников, картины которых входили в собрание музея, сгруппировав их в соответствии с принадлежностью к художественным направлениям в русском искусстве начала XX века. Тяжелая болезнь не позволила Д.Н. Кардовскому завершить начатую работу, которая была закончена музеем в 1935 году при помощи сотрудников Государственной Третьяковской галереи.

Список картин Переславского музея, составленный Д.Н. Кардовским

 

  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".