111

 

 

«Один из лучших краеведческих музеев республики»

Переславский музей: начало истории.
1919-1929 годы

После Октябрьской революции наступила эпоха полного переустройства всего государственного и жизненного уклада. Именно в это время вопрос обохране памятников искусства и старины стала неотложной задачей государственного значения. В 1918 году был создан Отдел Музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел Наркомпроса). Задача отдела – собирать и охранять «художественные дома и церкви, мебель и картины, книги и фарфор от гибели и расхищения невежественных или злонамеренных людей». С этой же целью в губерниях и уездах при всех отделах Народного образования также создаются подотделы по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Для сохранения памятников повсеместно создавались музеи.

Из Воззвания Отдела Музеев и охраны памятников искусства и старины:

«…музеи – это народные дома отдыха и высокого наслаждения, которое дает человеку всякое произведение искусства. <...> Делается большое дело художественного воспитания народа, лишенного в царствование помещиков и капиталистов всех этих благ».

Воззвание Отдела Музеев и охраны памятников искусства и старины. 1918 г.

Из доклада В.Е. Елховского «Переславль-Залесский историко-художественный и краеведный музей. Первое пятилетие (1919-1924 гг.)»:

«Для Переславля-Залесского явилась, таким образом, полная возможность приступить к созданию собственного музея, с одной стороны, и, с другой, к охране многочисленных местных сооружений прошлых веков и находящихся в них историко-художественных вещей».

В.Е. Елховский – краевед, первый сотрудник Переславль-Залесского историко-художественного и краеведного музея. 1930-е гг.

«Но для этого нужен был подходящий человек. Такой человек нашелся в лице здешнего историка Михаила Ивановича Смирнова, уроженца нашего края, глубокого почитателя и поклонника родной старины, научно подготовленного к этой роли. Он оказался здесь в нужный исторический момент. 2 июля 1918 г. он был приглашен местным Отделом Народного Образования заведующим пока еще не существовавшего музея».

М.И. Смирнов. 1925 г.

М.И. Смирнов «На службе родному краю»:

«Итак, мне предстояло на чистом поле создать культурное учреждение в виде библиотеки и музея, создать в такой степени и мере, насколько я смогу. Никаких указаний на этот предмет не было, да и быть не могло, и мне была предоставлена полная свобода действий в течение долгого времени».

Мандат Коллегии по делам Музеев и охране памятников Наркомпроса, удостоверяющий, что М.И. Смирнову поручена организация музея в Переславле. 1918 г.

Первоначально под музей был отведен каменный особняк врача В.К. Шилля, завещаный им городу «для устройства женского ремесленного училища». Сюда и стали свозить памятники истории и культуры, имеющие музейное значение.

Из Записки «О состоянии Переславского Народного музея с момента основания до 1 мая 1922 г.»:

«Начальным приобретением в 1918 г. музейных экспонатов были вещи из национализированной усадьбы Журавлевых – Семендяйка (фарфор, мебель, портреты, книги, архивы и пр.). Затем Румянцевским музеем была передана ценная коллекция картин в количестве 45 экземпляров. В 1919 г. значительное число предметов помещичьего быта поступило из двух больших усадеб: с. Новоселок Гагариных и с. Бектышево Волковых. В то же время поступили церковно-исторические вещи из Переславских монастырей и разного характера экспонаты от Советских учреждений (Социального обеспечения и Чрезвычайной Комиссии). В последние два года производилась ликвидация помещичьих усадеб, были поступления от частных лиц и т.д.».

Подробнее о формировании коллекций в 1919–1929 годы рассказывают II, IV, VIII и IX главы экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории».
Комплексы расположены в Картинной галерее, экспозициях «Древнерусская живопись XV–XIX вв.», «Венок усадьбам» и «Серебряная кладовая».

Скоро всем стало ясно, что дом Шилля для музея мал.

М.И. Смирнов «На службе родному краю»:

«Когда пришли в Переславль картины и стали примерять их развеску в доме бывшем Шилля, то оказалось, что ничего другого, кроме картинной галереи, тут не поместить, а для других отделов музея места совсем нет, то пришлось думать о помещении более обширном и вместительном, чем это здание. Пришлось остановиться на зданиях духовного училища в упраздненном еще при Екатерине Горицком монастыре. Сам по себе запустевший монастырь, его сооружения, — все это музейные памятники. И устроить в его стенах историко-художественный музей напрашивалось само собой».

31 января 1919 года уездный Исполком вынес постановление о передаче Горицкого монастыря под музей.

Горицкий монастырь. 1911 г. Горицкий монастырь. 1905 г.
Восточная стена и колокольня Горицкого монастыря. 1920–1930-е гг. Горицкий монастырь. 1929 г.

В начале 1919 года в ведение музея земельным отделом была передана усадьба «Ботик» на берегу Плещеева озера со всеми строениями и Музеем Петра I, основанным в 1803 году.

Постановление Переславского уездного земельного отдела о передаче имения «Ботик» в ведение Переславского музея. 1919 г. Бот «Фортуна». Начало XX в.
Музей-усадьба «Ботик Петра I».
Ботный дом. Начало XX в.
Музей-усадьба «Ботик Петра I». Обелиск.
Начало XX в.

Часть вещей оттуда тоже была вывезена для хранения в Переславль.

Слюдяные оконницы. 1920-1930-е гг. Фрагменты корабельной резьбы. 1920-1930-е гг.

М.И. Смирнов «На службе родному краю»:

«28 мая 1919 года оказалось возможным открыть музей для посетителей в составе восьми залов, а именно: картинная галерея (собрание И.П. Свешникова), художественно-бытовой (быт помещиков), родиноведение (география, естествознание, история). Кроме того, при музее начала функционировать библиотека, организованная по типу книгохранилища, и исторический архив, составившийся из грамот и документов помещиков и монастырей. <...> Первоначально музей был открыт по два часа в день три раза в неделю, а затем без ограничения часов — по воскресеньям, средам и пятницам. Состав посетителей на первое время был, главным образом, учащиеся, а затем рабочие и служащие».

Картинная галерея. 1920-е гг. Естественно-исторический отдел. 1926 г.
Художественно-бытовой отдел. 1920-е гг. Картинная галерея. 1920-е гг.

При музее была открыта естественно-историческая лаборатория, начавшая снабжать музей экспонатами из растительного и животного мира Переславского края, работала метеорологическая станция.

Метеорологическая станция. 1926 г. Метеорологическая станция. 1930 г.

Одновременно с музеем М.И. Смирнов основал Переславль-Залесское научно-просветительное общество (Пезанпроб). Музей и Общество были тесно связаны между собой «в научно-просветительном деле одной общей мыслью просвещения края», многие результаты исследований членов Пезанпроба легли в основу музейных экспозиций.

Подробнее о Пезанпробе рассказывает VI глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории». Комплекс расположен на выставке «Бигль отправляется в плавание».

Из Записки «О состоянии Переславского Народного музея с момента основания до 1 мая 1922 г.»:

«Личный состав служащих музея:
Смирнов М.И - заведующий музеем, историк, заведует музеем с 2 июля 1918 г.,
Елховский В.Е - научный сотрудник с 9 января 1919 г.,
Альтнер М.О. – библиотекарь с 1 декабря 1920 г.
Технических служащих трое: один при музее, один при библиотеке и один на «Ботике» при Петровском музее, существующем с 1803 г.»

Диаграмма «Средний месячный заработок всех служащих музея за 1920–1923 гг.»

С первых дней своего существования музей активно работал с местным населением и пропагандировал идеи краеведения среди учителей и школьников.

Из Записки «О состоянии Переславского Народного музея с момента основания до 1 мая 1922 г.»:

«Культурно-просветительная работа музея выражалась: в приеме посетителей и даче им объяснений три раза в неделю, среднее число посетителей в месяц зимой (музей не отапливался за неимением дров) 121 чел., летом 315 чел. Экскурсий летом – 25.<...> В текущем году прочитан группе школьных работников специальный курс по истории Переславского края с целью подготовки руководителей культурно-исторических экскурсий. Устроена была в мае 1921 г. областная конференция краеведения в составе делегатов от Переславского, Александровского и Киржачского уездов, входивших ранее в область Переславль-Залесского уезда».

Диаграмма «Состав экскурсий за 1925–1926 гг.»

Документы 1922 года позволяют нам увидеть, какие ценности входили в состав фонда Переславского музея в начале 1922 года.

Опись художественно-исторических и церковных ценностей, находящихся в музее. 1922 г.
Диаграмма «Ежегодные пополнения музея экспонатами. 1919–1923 гг.»

Из доклада В.Е. Елховского «Переславль-Залесский историко-художественный и краеведный музей. Первое пятилетие (1919—1924 гг.)»:

«1922 год проходит под флагом изъятия церковных ценностей на борьбу с голодом. Перед этой огромной работой все остальные виды музейной работы отступили на второй план. М.И. Смирнову пришлось проделать всю ее с начала до конца. Им были просмотрены в качестве эксперта частию на местах, и более того в Финансовом Отделе, несколько тысяч вещей, из которых часть оставлена была за Музеем».

 

Подробнее о ликвидации церковных ценностей на борьбу с голодом в Поволжье рассказывает IX глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории».
Комплекс расположен в экспозиции «Серебряная кладовая».

«С 1923 года началась новая, еще более сложная забота, не оконченная до настоящего времени. Это приемка Музеем имущества и владений ликвидированных монастырей г. Переславля».

Мандат, выданный М.И. Смирнову на право участвовать в уездной комиссии по ликвидации церквей и монастырей.  1923 г. Приемка ценностей. 1920-е гг.

«Последствия закрытия их были следующие: во-первых, вывоз из них в Музей всех доселе остававшихся там музейных вещей; во-вторых, передача двух монастырей под охрану и в эксплуатацию Музея. Сосредоточение в Музее церковных ценностей дало возможность летом этого же года открыть в нем отдел церковных древностей в помещении бывшей домовой церкви духовного училища. С устройством этого отдела Музей приобрел надлежащую полноту и город церквей и монастырей, каким теперь является Переславль-Залесский, нашел в этом свое подлинное выражение».

Удостоверение на разрешение открыть отдел церковных ценностей. 1923 г. Разрешение открыть отдел церковных древностей. 1924 г.
Всехсвятская церковь бывшего Горицкого монастыря, в которой разместился отдел церковных древностей музея. Церковный отдел музея. 1926 г.

Подробнее об истории отдела церковных древностей рассказывает IX глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории».
Комплекс расположен в экспозиции «Серебряная кладовая».

Из отчета Переславского музея за период с 1 июня по 1 октября 1924 г.:

«…научная работа Музея шла своим чередом. Прежде всего, это выразилось в организации нового отдела в Музее – портретной галереи, систематизированной по классовому принципу. Сюда вошли 60 портретов (масло) представителей старого Переславля – буржуазия, дворянство, духовенство и представители нового времени (фотографии) членов местного УКОМа РКП, УИКа и др. Основная задача галереи –иллюстрирование классовой борьбы местным материалом. Как пользоваться им для этой цели, мною даны были подробные указания школьным работникам».

Колендас П. Портрет купчихи. 1842 г. Неизвестный художник.
Портрет митрополита Амвросия. XIX в.
Неизвестный художник.
Портрет И.А. Повалишина. 1790-е гг.
Неизвестный художник.
Портрет неизвестного мужчины.
Вторая половина XVIII в.

В начале 1920-х годов деятельность Переславского музея неоднократно обследовалась комиссиями разного уровня.

Из Доклада по командировке сотрудника отдела по делам музеев профессора Василия Ивановича Троицкого. 1924 г.:

«В Главное Управление Научных и Научно-художественных Учреждений Наркомпроса. 13-го февраля сего 1924 года мною было предложено представителям в Переславле-Залесском УИКа и УКОМа РКП принять участие в совместном ознакомлении с состоянием местного Историко-Художественного Музея. <...> Общее состояние Центрального Музея по оборудованию, распределению экспонатов и содержанию в полном порядке следует считать образцовым, а Заведующего Музеем М.И. Смирнова безусловно заслуживающим премии».

Из Доклада по командировке сотрудника отдела по делам музеев профессора В.И. Троицкого. 1924 г.

К 1925 году в музее работали художественный, естественно-исторический и культурно-исторический отделы. В состав последнего входили экспозиции дворянского быта, церковный и петровский подотделы. В дальнейшем эти отделы продолжали существовать, подвергаясь время от времени перестройке.

Культурно-исторический отдел. Дворянский быт. 1925 г. Культурно-исторический отдел. Церковный подотдел. 1926 г.
Культурно-исторический отдел. Петровский подотдел. После 1927 г. Картинная галерея. 1929 г.
Естественно-исторический отдел. 1926 г. Естественно-исторический отдел. 1929 г.

В 1925 году в городе были закрыты пять городских церквей. В музее начала пополняться коллекция икон. В начале 1926 года М.И. Смирнов обследовал церкви за пределами Переславля:

«…я в течение остатка зимы провел целый ряд поездок по селам нашего уезда для осмотра памятников старины в церквах. Всего побывал церквах в тридцати, то есть, иначе сказать, объехал добрую половину. Редко где не было старины, особенно древних икон, как можно судить по доскам, но непременно записанных в недавнее время, а вероятно, и в давнее».

Список историко-художественных предметов внутреннего убранства и обихода, предназначенных к вывозу и хранению в Переславском музее. Составлен М.И. Смирновым. 1926 г.
Сбор икон. Конец 1920-х гг.

Весной 1926 года в Свято-Троицком Даниловом монастыре был открыт иконографический отдел, там же разместилась реставрационная мастерская, в которой работал реставратор И.И. Тюлин.

Иконографический отдел музея. 1926 г.

Подробнее об истории формирования коллекции иконописи и реставрационной мастерской рассказывает IV глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории». Комплекс расположен в экспозиции «Древнерусская живопись XV–XIX вв.»

Вообще в 1926 году в музее произошло много изменений. Поскольку М.И. Смирновым производилось обследование уезда в археологическом отношении: найдены курганы близ д. Киучер, осмотрено много городков и городищ (с. Добрилово, Рожествино, Антонка и многие другие), - в музее был организован археологический отдел.

К этому времени сотрудникам музея стало понятно, что на протяжении первых пяти лет своего существования «музей развивался довольно односторонне и не охватывал всех сторон жизни Переславского края». В нем отсутствовала «современная текущая жизнь».

В 1925 году прошла II конференция по изучению производительных сил Владимирской губернии, которая поставила перед краеведами среди первоочередных задач необходимость планомерного изучения местного края. Работа музея должна была проводиться в тесном контакте с Владимирским губернским комитетом по изучению производительных сил губернии.

В 1926 году музей приступил к созданию социально-экономического отдела:

«Вопросу об изучении деревни, сельского хозяйства и кустарных промыслов <...> было уделено исключительное внимание. Организованный социально-экономический отдел посвящен главным образом этой стороне жизни края. Составлен ряд картограмм и биограмм по сельскому хозяйству, по рыбному промыслу и кустарным промыслам. Вместе с тем собраны относящиеся сюда экспонаты».

Карта кустарной промышленности
Переславского уезда. 1926 г.
Схема-карта районов направления сельского хозяйства Переславль-Залесского уезда. 1926 г.
Федосеев И.П., артель «Красный рыбак».
Фото сделано на территории музея. 1927 г.
Рыбацкое снаряжение (одежда и снасти) находятся в музейном собрании.

В 1927 году в экспозицию социально-экономического отдела добавилось «гончарное дело» и «смолокуренное».

После смерти В.И. Ленина в музеях страны создаются ленинские экспозиции и уголки. В 1926 году газета «Призыв» писала:

«29 августа при Переславском художественно-историческом музее открывается Ленинский уголок. В уголке будет выставлена картина художника Кардовского «Ленин в Горках Переславского уезда, в 1894 году».

Кардовский Д.Н. В.И. Ленин у А.А. Ганшина
в Горках на реке Шахе. Написана в 1926 г.
по заказу Переславского музея.
М.И. Смирнов. 1926 г.

Подробнее о картине Д.Н. Кардовского рассказывает III глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории».
Комплекс расположен в мемориальной экспозиции Д.Н. Кардовского.

В этом же году в музее был посажен фруктовый сад:«150 яблоней, 10 груш, 40 вишен и 50 кустов смородины. Заложен яблонный питомник и плантация лекарственных растений». Согласно плану музейный сад имел площадь более трех гектаров и занял почти всю свободную землю в стенах монастыря.

План плодового сада Переславского историко-художественного музея.
Изготовлен инструктором садоводства
Н.П. Дарьиным.1926 г.
Мичуринские саженцы. 1926–1930-е гг.

Подробнее о музейном саде рассказывает VI глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории».
Комплекс расположен на выставке «Бигль отправляется в плавание».

Начальник Главнауки Ф.Н. Петров, посетивший музей в &nbsp1928 году, оставил запись в Книге отзывов: «Музей имеет правильное краеведческое и современное советское направление».

А через год в официальном отзыве о деятельности М.И. Смирнова Петров прямо заявил, что «созданный М.И. Смирновым краеведческий музей в Переславле стоит в ряду лучших краеведческих уездных музеев республики».

Отзыв начальника Главнауки Ф.Н. Петрова. 1928 г. Выписка из отзыва Ф.Н. Петрова о деятельности М.И. Смирнова. 1929 г.

В конце 1920-х годов начинает формироваться новое отношение к музеям как к активным участникам социалистического строительства. В 1928 году вышло Постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР«О музейном строительстве в РСФСР». Документ отмечал, что «в музейном деле наблюдается целый ряд организационных недостатков, рутинность и неудовлетворительное <...> идеологическое содержание». Отныне музей должен был активно участвовать в различных государственных кампаниях, направленных на становление нового государственного строя, а краеведческая деятельность должна была «тесно увязываться с задачами и планами наркоматов и хозяйственных предприятий государства».

В том же 1928 году в циркуляре Центрального Бюро Краеведения Наркомпроса «О борьбе за поднятие урожайности и участие в ней краеведческих организаций» читаем:

«Партия, советская государственность, общественные организации поставили в центре внимания задачу подъема сельского хозяйства, в частности, подъема урожайности, особенно подъема урожайности зерновых культур. <...> Значительную роль в поднятии урожайности могут сыграть краеведческие музеи. Организация в них сельскохозяйственного отдела или отражение в другой форме результатов краеведческого изучения подъема урожайности – должно стать одной из важнейших задач в работе музеев».

Сельскохозяйственный отдел. 1929 г. Сельскохозяйственный отдел. 1929 г.

Из годового отчета Переславского музея за период с 1 октября 1928 г. по 1 октября 1929 г.:

«В кампании по поднятию урожайности сотрудники музея выступили в городе и уезде с лекциями. М.И. Смирнов на тему «Изучение производительных сил края, как фактор поднятия урожайности», С.С. Геммельман – «Борьба с вредителями, как фактор поднятия урожайности».

Кроме того, специально для крестьянских селений ближайших к музею, организованы были лекции в музейной аудитории: по садоводству (на примере показательного фруктового сада Музея), об очистке семян, о птицеводстве. Ко дню урожая и коллективизации, совместно с Райзу, устроена была выставка в центре города, свидетельствовавшая о достижениях в области сельского хозяйства.

В то же время музееем активно велась антирелигиозная пропаганда, обычно при объяснении экспонатов посетителям музея особо подчеркивались во всех отделах выводы науки, опровергающие библию. <...>

Наконец, одной из важнейших задач просветительной работы музея было разъяснение и пропаганда пятилетнего плана строительства социализма в СССР».

В ноябре 1929 года состоялось обследование музея, выявившее многочисленные нарушения и злоупотребления со стороны Смирнова.

Выписка из Протокола № 23 заседания президиума Переславль-Залесского Горсовета. 1929 г.

В газете «Голос труда» по этому поводу была опубликована заметка «Расхищение музея»:

«Обследование переславского государственного музея, имеющего большое историческо-художественное значение, вскрыло ряд безобразий. Прежде всего в составе сотрудников музея обнаружены чуждые элементы: бывшие спекулянты и монашки. Экскурсии сопровождались обычно по музею лицами, не имеющими никакого представления о ценности того или иного экспоната. В Преображенском соборе (входящем в состав музея), в котором служб давно не правится, одна из сотрудниц продолжала жечь перед иконами лампады. Обнаружено хищение ценностей: старинных серебряных кубков, статуй и других ценных экспонатов. Дело передано прокурору».

М.И. Смирнов с сотрудниками музея. 1927 г. Крайний справа в первом ряду – «бывший спекулянт» С.С. Геммельман, в середине в нижнем ряду – «монашка» К.Пуляева.

В январе 1930 года, во время отпуска, М.И. Смирнов был впервые арестован, но тогда, видимо, удалось опровергнуть все, предъявленные ему обвинения. Все же Михаил Иванович был уволен из Переславского музея, передав дела молодому выдвиженцу, рабочему фабрики «Красное эхо» Константину Ивановичу Иванову.

Приказ Переславского райисполкома об увольнении М.И. Смирнова с занимаемой должности. 1930 г.
АКТ о передаче музея
от М.И. Смирнова К.И. Иванову. 1930 г.
М.И. Смирнов с сотрудниками музея у главного входа.
Март 1930 г.
К.И. Иванов. 1929 г.

Подробнее об обстоятельствах увольнения М.И. Смирнова рассказывает VI глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории». Комплекс расположен на выставке «Бигль отправляется в плавание».

Эта замена признанного ученого-краеведа на бывшего смазчика, окончившего к тому времени лишь школу I ступени и один класс школы II ступени. вполне объяснима. В связи с новыми идеологическими требованиями музеям нужны были новые кадры, готовые выполнять самые разнообразные циркуляры, инструкции, постановления, рекомендации: «Об увязке музея с местными партийными, советскими, профсоюзными учреждениями», «Об освоении марксистских методов построения экспозиций», «Об организации и проведении антипасхальной кампании», «О соцсоревновании, ударничестве и общественном буксире музеев» и так далее.

Новым руководителям, приходившим в музеи «по программе пролетарского выдвижения», была поручена первостепенная задача: превратить вверенные им учреждения - «кладбища старых вещей» в «инструмент культурной революции». А представителей «золотого века краеведения» ждала трагическая участь. «Тридцать седьмой год начался для них в двадцать девятом».

Подробнее о том, как завершился «золотой век краеведения», рассказывает VI глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории». Комплекс расположен на выставке «Бигль отправляется в плавание».

В 1939 году, характеризуя первое десятилетие в истории музея, К.И. Иванов напишет:

«Первый период охватывает годы 1918–1929. Идет сбор материала. Причем собранные преимущественно предметы, идеализирующие свергнутые революцией классы – дворянство, буржуазию, церковь, купечество и кулачество. Что-либо, действительно отражающее крестьянскую бедноту и жизнь рабочего класса, в музей не поступило. Экспонаты преподносились без показа экономических и производственных связей людей, без показа быта эксплуатируемых классов, без показа классовой борьбы. Короче говоря, музей был кунсткамерой, кладбищем старых вещей, и немудрено, если сказать, что работниками музея были княгиня, поп, три монашки и бывший офицер, среди которых было несколько человек, лишенных Советской властью избирательных прав».

  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".