111

 

 

«На службе родному краю»

Михаил Иванович Смирнов

В статье «Переславские краеведы», написанной к 50-летию музея, Сергей Евгеньевич Елховский писал:

«Всякий раз, когда я посещаю музей и вижу в его залах много знакомых предметов, передо мной встает, прежде всего, его первый неутомимый директор М.И. Смирнов. Не только в истории и археологии, но и в других отделах – быта, экономики, революционного движения и т.д. можно увидеть заложенный Михаилом Ивановичем фундамент. Он первый открыл перед нами историю нашего края, он первый сковал лучшие силы переславских краеведов, передав им свою любовь к родине».

М.И. Смирнов. 1930 г.

Михаил Иванович Смирнов был одним из самых известных провинциальных краеведов 1920-х годов. Он родился в семье священника села Большая Брембола Переславль-Залесского уезда Владимирской губернии.

Отец М.И. Смирнова, Иван Сергеевич, с внуками. Нач. XX в. Мать М.И. Смирнова, Анастасия Васильевна, с внуками. Нач. XX в.

М.И. Смирнов окончил Переславское духовное училище, затем в Вифанскую семинарию. После неудачной попытки поступить в Московскую духовную академию, занимался педагогической деятельностью в начальной школе сначала Владимирской, а затем Московской губерниях. В это время он сделал первые записи по истории родного села Большая Брембола, что послужило началом его научно-краеведческой деятельности.

В 1897 году Михаил Иванович уехал на Украину. Там в 1900 году вышла в свет его первая научная статья «Владимирские уроженцы - воспитанники Вифанской духовной семинарии, 1797-1897 гг.». Через одиннадцать лет была издана первая книга Смирнова «Переславль-Залесский, его прошлое и настоящее».

М.И. Смирнов. «Переславль-Залесский,
его прошлое и настоящее». 1911 г.

В 1911 году 43-летний М.И. Смирнов переехал в Нижний Новгород и стал слушателем Нижегородского отделения Московского археологического института. Закончил его с золотой медалью и получил звание ученого археографа. В революционный 1917 год Михаил Иванович и его жена Наталья Викторовна (урожденная княжна Мещерская) вернулись в Переславль.

М.И. Смирнов с женой Н.В. Смирновой. 1928 г. М.И. Смирнов с женой Н.В. Смирновой на территории музея. 1928 г.

Вскоре Смирнову нашлась новая большая работа: создать в Переславле «на чистом поле», как он выразился, библиотеку и музей. Так началась его служба родному краю, которой краевед посвятил всю свою жизнь.

Мандат Коллегии по делам Музеев и охране памятников Наркомпроса, удостоверяющий, что М.И. Смирнову поручена организация музея в Переславле. 1918 г.

Под руководством Михаила Ивановича сотрудники музея спасали культурные ценности из разрушенных имений, закрывающихся церквей и монастырей.

Мандат, выданный М.И. Смирнову на право перевозки художественных предметов из имений, церквей и монастырей. 1919 г. Мандат, выданный М.И. Смирнову на право участвовать в уездной комиссии по ликвидации церквей и монастырей. 1923 г.

Для картинной галереи из Румянцевского музея Смирнову удалось получить 45 великолепных полотен, собранных переславским купцом И.П. Свешниковым. Так началось формирование музейных коллекций.

Подробнее о формировании коллекций в 1919–1929 годы рассказывают II, IV, VIII и IX главы экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории».
Комплексы расположены в картинной галерее, экспозициях «Древнерусская живопись XV–XIX вв.», «Венок усадьбам» и «Серебряная кладовая».

В 1922 году од лозунгом борьбы с голодом в Поволжье государством было организовано изъятие ценностей из церквей, а потом и из музеев.

 

В церквях и монастырях Переславля-Залесского и уезда было изъято несколько тысяч вещей. Реализация их финансовыми органами разрешалась лишь в том случае, если они были предварительно осмотрены представителями Главнауки. В Переславле эту миссию выполнял М.И. Смирнов. Через его руки прошли все изъятые предметы. Наиболее ценные в художественном отношении поступали в Переславский музей и были представлены в экспозиции. В отчетах, отправленных Михаилом Ивановичем в Главнауку и Владимирский Губмузей Смирнов отмечал, что «недоразумений при экспертизе ценностей не было».

Мандат о том, что М.И. Смирнов уполномочен участвовать в комиссии об изъятии церковных ценностей. 1922 г.
Фрагмент экспозиции. 1926 г. Фрагмент экспозиции. 1926 г.

Подробнее о ликвидации церковных ценностей на борьбу с голодом в Поволжье рассказывает IX глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории».
Комплекс расположен в экспозиции «Серебряная кладовая».

Одновременно с музеем по инициативе М.И. Смирнова было основано Переславль-Залесское научно-просветительное общество (Пезанпроб).
Из воспоминаний М.И. Смирнова:

«Желая посвятить себя научно-просветительной работе, я раньше всего думал именно о научном обществе, а не о музее. Устанавливая его тип для захолустного уездного городка, каким именно и есть Переславль-Залесский, где мало научных сил, я решил дать ему такую организацию и название, чтобы здесь могли объединиться все культурные силы города и уезда. <...> Но чтобы общество не расплылось в своей работе вдаль от родных мест, первый пункт устава был редактирован мною в таком роде, что основной темой изучения и научных изысканий членов служил Переславский край, а все другие стороны знания и искусства занимали второстепенное место».

Подробнее о Пезанпробе рассказывает VI глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории». Комплекс расположен в экспозиции «Бигль отправляется в плавание».

За десять лет своего существования Общество двадцать раз издавало свои научные труды, автором большинства публикаций был М.И. Смирнов.

Сборники «Доклады Переславль-Залесского научно-просветительного общества»

Многочисленные работы М.И. Смирнова о Переславщине специалисты называли «выдающимся явлением в области краеведения». В 1927 году специальная комиссия Наркомпроса РСФСР присудила ряду ученых премии за лучшие научные труды. Среди награжденных был и М.И. Смирнов. «За работу о декабристе Спиридове и труд о Переславль-Залесском уезде» ему была присуждена премия в размере 200 рублей.

Из воспоминаний М.И. Смирнова:

«Не дорог твой подарок, а дорога твоя любовь. — смешны, конечно, такие премии, но имеют свою цену, особенно если принять во внимание, что я единственный премированный краевед на весь СССР. Несмотря на всю свою бедность, Главнаука выделила из своего до чрезвычайности тощего бюджета несчастные две сотни рублей. И, как я узнал потом, случилось это после долгих трений и задержек, ибо все в Главнауке имеют научные труды и все хотели получить хотя бы и 200 рублей».

В начале 1920-х годов деятельность Переславского музея неоднократно обследовалась комиссиями разного уровня.

Из Доклада по командировке сотрудника отдела по делам музеев профессора Василия Ивановича Троицкого. 1924 г.:

«В Главное Управление Научных и Научно-художественных Учреждений Наркомпроса.
13-го февраля сего 1924 года мною было предложено представителям в Переславле-Залесском УИКа и УКОМа РКП принять участие в совместном ознакомлении с состоянием местного Историко-Художественного Музея. <...> Общее состояние Центрального Музея по оборудованию, распределению экспонатов и содержанию в полном порядке следует считать образцовым, а Заведующего Музеем М.И. Смирнов безусловно заслуживающим премии».

Из Доклад по командировке сотрудника отдела по делам музеев профессора В.И. Троицкого. 1924 г.

В 1920-е годы М.И. Смирнов совершал многочисленные археологические экспедиции, активно изучал древние обряды: коляду, овсей, масленицу, а также обследовал окрестные церкви с целью регистрации историко-художественных предметов.

М.И. Смирнов, сотрудник Переславского музея П. Панов и сотрудник Ростовского музея Ушаков на археологических раскопках. 1929 г.

Вся работа М.И. Смирнова протекала в борьбе с властями разного уровня. В 1920 году его деятельностью был крайне недоволен Владимирский отдел по охране памятников искусства и старины. Первое время Смирнов даже не знал о существовании такого отдела, поэтому в вопросах охраны памятников действовал самостоятельно.

В 1922 году было принято решение о переводе музея в другое здание. В Горицком монастыре предполагалось разместить детский дом. Смирнов решительно воспротивился этому, направив в местный исполком обстоятельную записку, в которой, кроме прочего, говорилось:

«…перевод музея на новое место это равносильно тому, чтобы создать его сызнова; естественно, такие работы затянутся на целый ряд месяцев. А если устроить перевозку быструю и свалить все в кучу, то это будет равносильно уничтожению музея».

Записка М.И. Смирнова в Переславль-Залесский исполком. 1922 г.

1923 год был отмечен серьезным скандалом с руководителем УОНО товарищем Романовым, который, по мнению М.И. Смирнова, бездействовал в деле пропаганды идей краеведения среди учителей. Конфликт дошел до заведующего Владимирским отделом народного образования.

Письмо из Владимирского отдела народного образования М.И. Смирнову. 1923 г.

Из ответа М.И. Смирнова во Владимирский Губоно от 18 мая 1923 г.:

«Отношение Губоно от 5 мая с.г. № 412 не оставляет сомнения в том, что мной как будто бы совершен какой-то тяжкий проступок, отражающийся на культурно-просветительной работе в нашем крае, но из бумаги не видно, в чем он заключается. <...> Для меня Переславль-Залесский - родина, самый дорогой уголок на всем свете. Сюда я стремился на службу многие годы и, находясь вдали, писал свои исторические очерки и исследования главным образом о нем. <...> Идейно служа своему родному краю и полагая в основе своей работы его всестороннее изучение, я неизбежно должен был пропагандировать идею краеведения среди учителей. И с первых же шагов своей службы в Уоно я повел эту работу самым энергичным образом».

Ответ М.И. Смирнова. 1923 г.

В 1925 году Смирнов вступил в серьезный конфликт с Владимирским Губмузеем и Владимирским губернским архивным бюро. Дело касалось собранного Михаилом Ивановичем архива.

Из воспоминаний М.И. Смирнова:

«В сентябре я был жестоко поражен в своей краеведческой работе со стороны губернского архивного ведомства. Нужно сказать, что во всех помещичьих усадьбах, монастырях, церквах я собирал все бумаги самым тщательным образом <...>. Спас несколько, думаю, тысяч писем Бектышева, Самсоновых, из Семендяйки, Повалишиных, из Загорья — документы Нарышкиных. Особую ценность для прошлого края представляли собою приходно-расходные книги Федоровского монастыря с 1616 года по 1923 год <...>. Довольно нежданно-негаданно приехала ко мне из Владимира девица Робустова с бумагой от Губмузея, чтобы я отдал ей все имеющиеся при музее архивы. Я спешно написал в Музейный отдел письмо Сергею Павловичу Григорьеву, послал его с оказией, но ответа не получил. Так у меня и вырвали все архивы. Без всякого учета вязали их в вязки и валили на подводы, а на станции Берендеево в вагоны. Нагружено было полтора вагона хранившимися у меня бумагами. Что приехало во Владимир? В каком виде? Ведает только аллах».

Письмо М.И. Смирнову от Н.В. Малицкого о передаче архива. 1925 г. Письмо из Владимирского Губмузея о передаче архива. 1925 г.
Расписка от Е.В. Рабустовой о принятии архива от М.И. Смирнова. 1925 г.
Письмо из Наркомпроса в Центрархив о поддержке ходатайства музея о возвращении архивов. 1926 г. Письмо в Музейный отдел Главнауки о невозможности передачи в музей архивов. 1926 г.

Из воспоминаний М.И. Смирнова:

«Слухи о моем увольнении то и дело циркулировали по городу. <...> Ведь нужно же попасть в такие условия. С одной стороны, меня ругают все бабы и попы как разрушителя православия (по моей-де вине закрыты монастыри и церкви), с другой стороны, не угодил товарищам. Прямо хоть беги… И только те, кто понимает мою службу родному краю, одобряли и защищали меня».

М.И. Смирнов в день празднования 25-летия научной деятельности. 1925 г.

В 1925 году состоялось празднования 25-летия научной деятельности М.И. Смирнова.
О юбилее краеведа писали в центральной прессе. Так, в журнале «Научный работник» читаем:

«М.И. принадлежит к разряду тех скромных тружеников, чья неутомимая энергия и непреклонная воля в годы разрухи, пережитые нашей страной, спасли от гибели множество культурных ценностей и тем способствовали созданию новых очагов просвещения».

Из воспоминаний М.И. Смирнова:

«Юбилей <...> пришлось отнести на 29 ноября. <...> Утром, в день празднования, приехали все мои дорогие гости <...>. Всего свыше 20-ти человек, все известнейшие краеведы. <...> Пришли из Переславля мои приятели по Пезанпробу: А.Ф. Дюбюк, В.Е. Елховский, а далее разная публика. Народу набралось человек 70, но среди них ни одного из наших официальных представителей. <...> За обедом из рассказов наших переславцев выяснилось, что заправилы решили сорвать мой юбилей и с этой целью повели атаку по всем углам нашего города. <...> Упрофбюро постановило: «От посылки представителей воздержаться, ввиду того, что научная деятельность товарища Смирнова нам неизвестна». <...> Потом я узнал, что был строгий приказ, чтобы никто не смел являться на юбилей под страхом увольнения».

М.И. Смирнов в день празднования 25-летия научной деятельности. 1925 г. Выписка из отзыва Главнауки НКП РСФСР о деятельности М.И. Смирнова. 1927 г.

В 1926 году «с особой помпой» открывался в музее Ленинский уголок. «Главным центром его была написанная Дмитрием Николаевичем Кардовским картина «Ленин в Переславских Горках»».

Кардовский Д.Н. В.И. Ленин у А.А. Ганшина в Горках на реке Шахе. Написана в 1926 г. по заказу Переславского музея.

Появление этой картины, по мнению Михаила Ивановича, имело много положительных моментов не только для музея, но и лично для него:

«Улучшились отношения с теми элементами, которые не совсем примирились с моей работой и положением. Один из остряков, указывая на картину, наедине сказал мне: «С этим чудотворным образом Вам нечего бояться…».

М.И. Смирнов. 1926 г.

Подробнее об истории картины рассказывает III глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории».
Комплекс расположен в мемориальной экспозиции Д.Н. Кардовского.

Отношения М.И. Смирнова с властями улучшились, но ненадолго. Его деятельность по охране памятников истории и культуры края, которой он уделял огромное значение как директор музея и как представитель Всероссийской коллегии в деле охраны памятников искусства и старины, шла в разрез с требованиями современности.

Из воспоминаний М.И. Смирнова:

«Сознание того, что все это сокровище прошлого находится на моем ответственном хранении, возбуждало во мне смешанное чувство гордости и радости от выпавшей на мою долю миссии. Оно смиряло со всеми невзгодами служения родине, давало силу и уверенность на дальнейший путь. Многое прощалось ради этого».

В конце 1920-х годов встал вопрос о сломе ряда переславских церквей «в виду окончательного проведения планировки гор. Переславля Карт. Издательством НКВД <...> и в виду острой нужды строительным материалом /кирпичами/».

Обращение Переславль-Залесского уездного исполкома о передаче церквей в ведение горсовета. 1928 г.

В ответ на требования местного исполкома Смирнов написал обстоятельное письмо в Главнауку Наркомпроса, в котором, согласившись на слом церкви Князя Андрея, решительно выступил против разрушения остальных памятников, предложив приспособить их под нужды города. В заключении письма было сказано:

«Музей просит Главнауку выяснить вопрос о дальнейшей судьбе многочисленных церковных зданий в Переславле. Они делают его городом-музеем; придают ему исключительно оригинальный облик, как отпечаток прожитой им истории и особенно феодального средневековья. В этом отношении он аналогичен Суздалю и Угличу. Со сломкою церквей пейзаж Переславля потеряет свою индивидуальность и обезличится. Необходимо сохранить старый Переславль в его целом как город-музей. Таких уездных городов во всей ЦПО только указанные три».

Письмо М.И. Смирнова в Главнауку Наркомпроса.
1928 г.
М.И. Смирнов на Борисоглебском кладбище.
1929 г.

Вступился М.И. Смирнов и за Борисоглебское кладбище Переславля, где находились могилы известных деятелей, которое тоже мешало застройке новых улиц.
Разумеется, такая позиция Михаила Ивановича никого не устраивала.

Из воспоминаний М.И. Смирнова:

«К концу года [1928] стали проскальзывать тревожные знаки в виде разных обвинений музея и Пезанпроба со стороны местных партийцев и властей. Музею указывали, зачем продавал он церковные вещи, а Обществу – напечатание моей статьи «По забытым путям Залесья», причем критика носила совершенно нелепый характер. Разбить его не составляло труда. Но настроение создавалось очень неспокойное».

Продажа «церковных вещей», о которой говорит М.И. Смирнов, была санкционирована самим государством в 1924 году, когда вышло Постановление Совета Народных Комиссаров «О выделении и реализации госфондового имущества». Музеям была разрешена, более того, рекомендована продажа имущества, «не имеющего историко-художественного значения», в том числе через аукционные залы и антикварные магазины. В числе тех, кому могла быть произведена продажа, некоторое время значились и общины верующих. Именно это и вменяли в вину Смирнову.

В Выписке из протокола № 12 заседания Президиума Переславль-Залесского Горсовета от 5 июля 1929 г. говорилось:

«Считать неверным действия Музея и других органов, по предложению которых производилась распродажа музеем церковного имущества и в дальнейшем используемого некоторыми группами верующих в своих религиозных объединениях».

Выписка из протокола № 12 заседания Президиума Переславль-Залесского Горсовета. 1929 г.

Подробнее о продаже имущества, «не имеющего историко-художественного значения», рассказывает IX глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории». Комплекс расположен в экспозиции «Серебряная кладовая».

В ноябре 1929 года состоялось обследование музея, выявившее многочисленные нарушения и злоупотребления со стороны Смирнова.

Первый пункт нарушений гласил:

«Отметить, что в составе сотрудников музея имеются чуждые элементы, ныне лишенные избирательных прав /гр. Геммельман, бывш. спекулянт, Пуляева и Карелина, б. монашки/».

Выписка из протокола № 23 заседания Президиума Переславль-Залесского Горсовета. 1929 г.

В декабре 1929 года, ссылаясь на «крайнее утомление», М.И. Смирнов написал заявление о предоставлении ему двухмесячного отпуска с 20 января 1930 года. Во время отпуска 22 января 1930 года М.И. Смирнов был арестован. Но тогда, видимо, удалось отмести обвинения. Все же пришлось уволиться из музея, передав дела выдвиженцу, бывшему рабочему текстильной фабрики К.И. Иванову, и покинуть Переславль.

Приказ Переславского райисполкома
об увольнении М.И. Смирнова
с занимаемой должности. 1930 г.
К.И. Иванов 1929 г.

Новым местом работы Михаила Ивановича стала музей-усадьба «Коломенское». Очевидно, он еще не почувствовал, что идет наступление на краеведение по всей стране. Там был снова арестован уже вместе с женой. 28 февраля 1931 года был вынесен приговор по статье 58 п.10: административная высылка в Западную Сибирь на три года «за неправильную постановку музейно-краеведной работы».

Этому предшествовали месяцы тюремного заключения. Часть их он провел в одиночке Владимирской тюрьмы, часть – в подвале тюрьмы в Иванове. Выжить помогли передачи и посылки от Лидии Сергеевны Китицыной (жены брата – краеведа Василия Ивановича Смирнова, тоже арестованного в то время).

В.И. Смирнов. 1929 г.

Из воспоминаний М.И. Смирнова:

«Живу теперь близ реки Оби на ее притоке Кеми, верстах в 400 ниже Томска, и не доезжая до Нарыма верст 120. Это сравнительно большое село Тогур, в 8 верстах от г. Колпашово, где сосредоточены все учреждения района».

М.И. Смирнов. 1930–1933 гг.

В 1932 году в журнале «Советское краеведение» вышла статья «За большевистскую бдительность в краеведении», в которой критике деятельности и печатных трудов Михаила Ивановича было отведено значительное место:

«…всех старых краеведов-контрреволюционеров превзошел такой же махровый буржуазный краевед — «историк» Переславль-Залесского края М.И. Смирнов. Этот монополист по истории Переславль-Залесска, воспользовавшись «гнилым либерализмом», вернее полным отсутствием пролетарской бдительности у партийцев из переславльских учреждений, выпустил в период 1927—1930 гг. ряд толстых книг, в которых под маркой истории этого района он протаскивает поповщину и разные контрреволюционные взгляды.<...>

Сын попа, муж княгини, сначала поп, затем акцизный чиновник, впоследствии ставший никудышным «историком» Переславльского уезда, — таково социальное лицо монархиста Смирнова, еще до революции занимавшегося фальсификацией истории и насаждением мракобесия. Мы считаем необходимым, чтобы местные переславльские краеведческие организации под руководством партийной организации до конца разоблачили весь вред творчества Смирнова».

Прочитав эту статью, Михаил Иванович написал брату Василию Ивановичу:

«Бьют лежачего. Прочел творение некоего В.Т. «За большевистскую бдительность». Я не узнал себя как в части биографии, так и в остальном. Все пути-дороги после такого заказаны безнадежно. Работать не дадут. Жить нечем и незачем».

Вернувшись из ссылки, Смирнов работал по договору в издательстве «Academia»: готовил монографию о Переславле-Залесском для задуманной М. Горьким, но так и неосуществленной серии «История городов России». В 1935 году сделал в музее «Коломенское» по договору выставку «Царская соколиная охота XVII века», написал несколько работ о Коломенском.

В конце 1936 года его пригласили в Загорский историко-художественный музей. В 1937 (!) году М.И. Смирнов на ученом совете Загорского музея выступил с докладом о Сергии Радонежском. В результате в местной газете «Вперед» появилась статья «Руководители музея проглядели врагов народа». Из музея Михаил Иванович был уволен.

После этого Смирнов с женой жил под Москвой в поселках по Рязанской железной дороге близ станций Томилино и Малаховка. 17 ноября 1941 г. умер их сын Всеволод, оставив вдову Нину Николаевну и двухлетнюю дочь Ольгу. Дочь Смирновых Софья скончалась от обострившегося ревматизма еще раньше, в 1933 году.

Дочь М.И. Смирнова Софья. 1926 г. Сын М.И. Смирнова Всеволод с женой и дочкой. 1940 г.

Из дневника М.И. Смирнова:

«Зачем живем теперь мы, старики, осиротелые, бездетные и никому ненужные?! Зажились. Долголетие тоже наказание, как ясно из нашего примера».

Жить стало очень голодно. Михаил Иванович стал работать книгоношей, продавая детские книжки и игры от Кассы взаимопомощи пенсионеров научных работников, как один из нуждающихся ее членов.

Из воспоминаний М.И. Смирнова:

«Наталия Викторовна ездила в Москву в Кассу взаимопомощи, чтобы получить для меня книги на продажу, как было мне обещано. <...> Книг не получила, а дали ей работу по оформлению детской сказки «о двух зайчиках» по 30 копеек с книжки».

«Про двух зайчиков».
Книжка-раскладушка. 2-е издание. 1944 г.

Из воспоминаний М.И. Смирнова:

«Москва. Первая получка книг в Кассе взаимопомощи. Дана ходовая детская книжка: про двух зайчиков, три медведя и так далее. Все издание в картинках, игры, картины. В общем, больше, чем на тысячу рублей».

Потом устроился на временную работу счетоводом в колхоз. Здоровье становилось все хуже, и Смирнов начал хлопоты по устройству его с женой в дом инвалидов.

Даже в этот период жизни Михаил Иванович не прекратил занятия краеведением. Он вошел в Музейно-Краеведческий совет. Работал над историей Коломны и окрестностей, участвовал в подготовке путеводителя по Коломне. Продолжал заниматься и историей родных мест. Закончил переработку своей большой работы «На Клещине озере. От варварства до социализма».

В начале 1948 года директор Переславского музея К.И. Иванов прислал ему приглашение на работу в музей. Но Смирнову шел уже 80-й год, поэтому он не решился коренным образом менять жизнь. Скончался Михаил Иванович Смирнов 2 ноября 1949 года.

В 1959 году М.И. Смирнов был реабилитирован. С 1960-х годов упоминание о Михаиле Ивановиче как о выдающемся историке-краеведе и основателе Переславского музея начинает возвращаться в экспозиции, жизнь, деятельность и труды краеведа становятся предметом научных исследований.

«М.И. Смирнов. К 100-летию со дня рождения». Фрагмент выставки. 1968 г.
Статья К.И. Иванова «Историк, краевед, ученый». 1968 г.
  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".