111

 

 

«Музей – инструмент культурной революции»

Переславский музей в 1930-е годы

1930 год ознаменовался несколькими событиями, которые повлияли на развитие музейного и краеведного дела в стране.

С января 1930 года вместо «Известий ЦБК» и журнала «Краеведение» стал выходить новый журнал «Советское краеведение». Передовая статья первого номера «Новый этап в краеведении» твердо и однозначно формулировала главные цели нового издания:

«Обращение краеведения лицом к социалистическому строительству, перестройка рядов краеведения для активного участия в социалистическом строительстве, замена старых задач академического краеведения новыми, отвечающими эпохе диктатуры пролетариата».

В марте 1930 года состоялась IV краеведческая конференция, которая подтвердила грядущую перестройку всех направлений краеведческой деятельности. Именно в это время появляется лозунг: «С историей мы историю не сделаем!».

1-5 декабря 1930 года в Москве состоялся Первый Всероссийский музейный съезд. В нем приняли участие 325 делегатов, в том числе крупные государственные деятели (нарком просвещения РСФСР А.С. Бубнов, замнаркома просвещения Н.К. Крупская), музейные работники (в основном директора музеев), представители системы народного просвещения, преподаватели вузов, сотрудники академических исследовательских институтов.

А.С. Бубнов. Нарком просвещения РСФСР в 1929–1937 гг. Н.К. Крупская. Заместитель наркома просвещения РСФСР в 1929–1939 гг.
Фото I Всероссийский музейный съезд. 1930 г.

Первый Всероссийский музейный съезд закрепил тенденции, наметившиеся в музейном деле в конце 1920-х годов. С этого момента можно говорить о наступлении нового этапа музейной истории, продолжавшегося до конца 1980-х годов.

Принятые решения соответствовали своему времени и позиции, сформулированной в приветствии съезду наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова, призывавшего покончить с «вещевым фетишизмом», отказаться от музеев-кунсткамер, поставить музеи на службу социалистическому строительству и превратить в инструмент культурной революции.

Из речи наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова. 1930 г.

Музеям предписывалось немедленно приступить к перестройке и создать отделы социалистического строительства, всемерно усилить массово-идеологическую работу. С1930-х годов планирование музейного строительства осуществлялось в рамках народнохозяйственных пятилетних планов.

Перестройка Переславского музея на основании решений Первого Всероссийского музейного съезда выпала на долю нового директора – бывшего рабочего фабрики «Красное эхо» Константина Ивановича Иванова.

К.И. Иванов. 1929 г.

Из Доклада К.И. Иванова о Переславском музее. 1930 г.:

«В течение последнего года музей подвергался длительным обследованиям и всесторонней критике как со стороны местных организаций, так и в газетных статьях, и при дальнейшей работе музея необходимо будет учесть некоторые полученные замечания. <...> Дальнейшая работа музея должна будет производиться с большим упором на современность, тогда как до последнего времени главная ориентировка музейной работы была связана с изучением прошлого, а не с текущей жизнью».

К.И. Иванов среди делегатов I Всероссийского музейного съезда. 1930 г.

Из Предложений Президиума Горсовета о деятельности Переславского музея. 1931 г.:

«Нам необходимо превратить музей в действительный инструмент культурной революции. Музей необходимо поставить на службу социалистическому строительству. Президиум Горсовета отмечает, что до начала 30-го года в музее отсутствовало лицо советского учреждения, музей занимался собирательством для собирательства, музей представлял кладбище старых вещей. В музее отсутствовал показ советской действительности. В музее царил дух «Смирновщины». Признать перестройку музея, приближение его к массам, вполне своевременным, необходимым».

К.И. Иванов с сотрудниками музея. 1930-е гг.

Ивановым был разработан план построения музея «по принципу диалектического материализма согласно решений I Всероссийского музейного съезда и решений областного совещания музейных работников».

Структура районного краеведного музея ИПО «по принципу диалектического материализма согласно решений I Всероссийского музейного съезда». 1931 г.

Для перестройки музея новому директору нужны были новые кадры. Позже, в 1939 году К.И. Иванов напишет:

«…из музея удаляются в буквальном смысле этого слова «музейные» люди, которых сменяет рабочая, партийная молодежь. Этот период надо считать периодом исканий, когда молодые сотрудники музея производят опыты, как лучше преподнести посетителям-трудящимся собранные музейные коллекции».

Сотрудники музея. Слева направо: Г. Тимофеев, В. Савельев, К. Иванов, Ф. Чесалов К. Иванов и Г. Тимофеев. 1929 г.
Ф. Чесалов. 1929 г.

Некоторое время после увольнения М.И. Смирнова в музее продолжали работать завхоз Н.П. Дарьин и С.С. Геммельман «как лицо, имеющее специальное высшее образование и хорошо знакомое с постановкой музейного дела».

С.С. Геммельман, К.И. Иванов, Н.П. Дарьин. 1930 г. Сотрудники музея с семьями. 1930 г.

В начале 1931 года в музее проходила чистка соваппарата. Комиссия, на которой «обсуждали имеющиеся материалы на гражданина Геммельмана С.С.», постановила «гражданина Геммельмана с работы снять согласно циркуляра по чистке НК РКИ СССР по I категории».* (*К I категории относились лица, оценка работы которых показывала «абсолютную невозможность их исправления»). Виной всему – «непролетарское происхождение».

Протокол заседания Комиссии по чистке соваппарата. 1931 г.

21 апреля 1931 года Сергей Сергеевич Геммельман уволился из музея и переехал в Ярославль.

О Сергее Сергеевиче Геммельмане рассказывает VI глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории». Комплекс расположен на выставке «Бигль отправляется в плавание».

А в музее тем временем шла работа по строительству новых отделов: историко-революционного, антирелигиозного и социалистического строительства. На протяжении 1930-х годов эти отделы неоднократно дополнялись и перестраивались. К сожалению, мы не всегда можем точно сказать, какой именно отдел запечатлен на той или иной фотографии, однако эти редкие снимки позволяют нам получить некоторое представление о музейных экспозициях того времени.

К.И. Иванов в экспозиции музея. 1932 г. Подготовка предметов для экспозиции. 1932 г.
Строительство экспозиции. 1932 г.

Из дневника К.И. Иванова:

«Продолжаем разбивку антирелигиозного отдела. С Гришей устраиваем раздел «Церковная театральность». Наша задача показать наглядно, как церковь – религия – роскошью эмоционально действовала на психику человека. Надо резко показать, как человек (я, конечно, говорю о рабочем и крестьянине), увидя роскошь, музыку, пение, невольно преклонялся и падал на колена перед религией. К концу дня задачу легко удалось выполнить, т.к. экспонатов на сей счет много. Прежде всего, показали одежду попа – самую роскошную, золоченую, царские врата – прекрасный в смысле роскоши экземпляр, ризы с мишурой, плащаницу, дарохранительницу в стиле рококо. В общем, работу можно вести по этому разделу серьезную и очень показательную».

Выборка экспонатов для антирелигиозного отдела. 1930 г. Антирелигиозный отдел. 1930-е гг.

Из дневника К.И. Иванова:

«В 3 часа пришла бригада: Тихонов, Тихомирова и после подошел Нюнин. Начали с обхода музея. Осмотрели. Как замечаю, им расстановка дела очень нравится. Чистота, порядок. Придраться не к чему. А, как заметно, и хочется. Очень довольны они обходом антирелигиозного отдела, сельскохозяйственного, лесного и промышленно-кустарного. Это, говорят, - новость. Даже Тихомирова, уходя, сказала: «Хорошо, Костя, ты много дал музею. Чистота, порядок, и открыл ряд актуальных отделов. Ты хороший выдвиженец и работник». А Тихонов, так тот велел мне даже написать статью о работе музея, и бригада сдаст ее в «Коммунар»».

Дневник К.И. Иванова. 1931 г.
Фрагмент экспозиции. 1932 г. Фрагмент экспозиции. 1932 г.
Фрагмент экспозиции. 1932 г. Фрагмент экспозиции. 1932 г.

Из дневника К.И. Иванова:

«С утра в ударном порядке разбиваем историко-революционный отдел. Начинает все яснее и лучше вырисовываться новый отдел. Новая культурная единица. Да, этот отдел для меня экзамен. Идет все под моим руководством. Надеюсь, что экзамен я сдам. Перед уходом домой долго чудили, примеривая шинель полицейского надзирателя с его обмундированием. <...>

К обеду, в основном, отдел заканчивается. В общую цепь музейных залов вливается новый отдел, для настоящего времени актуальный. Отдел сам по себе очень великолепный. Хорошо смонтирован. На витринах, в золоченых рамах, с красным сукном.<...> После обеда фотографируемся. Наряжаемся. Я – генералом, Чесалов – попом, Гриша – рабочим. Производим снимок «казни».

Дневник К.И. Иванова. 1931 г. К.И. Иванов. 1930-е гг.

Из дневника К.И. Иванова:

«Принялся за составление плана отдела «Соцстроительство». В основу беру три раздела: промышленность, сельское хозяйство, культурная революция. Закончив отдел, создадим целостный музей».

Дневник К.И. Иванова. 1933 г.

Для строительства новых отделов были необходимы новые экспонаты, характеризующие старый быт и отражающие современное развитие сельского хозяйства и промышленности. Многие из этих предметов долгое время находились в музейных залах.

Новый экспонат музея. Лодка. 1930-е гг. Новый экспонат музея. Трактор. 1933 г. Представлен на выставке «Грани войны: из прошлого в будущее»

Из статьи К.И. Иванова «Изба деда Акима» в газету «Коммунар». 1938 г.:

«Для показа жизни крепостного крестьянина, его быта, придавленного жестокой эксплуатацией помещика, и для сопоставления быта помещика-эксплуататора и крестьянина-крепостного Переславскому музею понадобилась курная изба. <...> единственная такая изба сохранилась в деревне Ильинка, Будовского сельсовета в восточной части Переславского района. Туда я и выехал немедленно. Это было в 1932 году, — зимой».

Курная изба. Фрагмент экспозиции. 1961 г.

Одновременно со строительством новых отделов в музее перестраиваются ранее существовавшие экспозиции отделов «Природа и производительные силы», культурно-исторического и картинной галереи.

О перестройке экспозиций музея рассказывают II, III, IV, VI и VIII главы экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории». Комплексы расположены в картинной галерее, мемориальной экспозиции Д.Н. Кардовского, экспозиции «Древнерусское искусство XV-XIX вв.», на выставках «Бигль отправляется в плавание» и «Венок усадьбам».

Откликаясь на запросы текущего момента, музейные сотрудники создавали различные выставки на актуальные темы и юбилейные даты.

Выставка памятников археологии, истории, революции г. Переславля-Залесского и его окрестностей. 1930-е гг. Выставка, посвященная охране здоровья трудящихся. 1932 г.
Районная выставка в школе II ступени. 1930 г.
Схема выставки «25-летие 1905 г.» К.И. Иванов проводит экскурсию по выставке на фабрике «Красное эхо» к 25-летию 1905 г. 1931 г.
Выставка «30 лет революции 1905 г.»
Выставка «30 лет революции 1905 г.»

Из циркуляра Ивановского областного музея: «Всем музеям ИПО. СРОЧНО. Приближается 15 годовщина Октябрьской Революции. Музеи ИПО должны по-боевому включиться в проведение 15-летнего юбилея Октября».

Циркуляр Ивановского областного музея о проведении 15-летнего юбилея Октября. 1932 г.
Афиша выставки «XV лет социалистического строительства». 1932 г. Схема выставки «XV лет социалистического строительства».1932 г.
Материалы с выставки «XV лет социалистического строительства». 1932 г.

В 1934 году отмечалось 15-летие музея.

Из Плана проведения празднования 15-летнего юбилея Переславль-Залесского краеведного музея. 1934 г.:

«XV-летний юбилей Переславль-Залесского музея <...> приобретает большое общественно-политическое значение. Из Кунтскамеры, из кладбища церковных предметов музей превратился, особо после коренной реэкспозиции 1931–1932 гг. на основании I Музейного съезда в базу политико-просветительной работы в районе. <...> Юбилей должен пройти под лозунгом: «Превратим музей в базу политтехникума, в базу пропаганды Марксизма-Ленинизма, в базу политико-просветительной деятельности в районе…»

15-летие музея. 1934 г. Приглашение на 15-летие музея
Приказ Ивановского ОБЛОНО № 60 от 5 июня 1934 г. в связи с 15-летием Переславского музея

В 1934 году в Переславском музее работают следующие отделы: «Природа и производительные силы края», «История развития общественно-экономических формаций», отдел социалистического строительства, историко-революционный, антирелигиозный и художественный отделы. При музее существует Общественно-политический совет музея. Количество экспонатов музея – 1366. Штат музея состоит из 9 человек.

Фрагмент экспозиции. 1930-е гг.

Начальный период работы в музее – «период исканий», по мнению К.И. Иванова, завершился в 1934 году. Начался новый период:

«Музей получает руководящие установки: Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП/б/ о преподавании истории СССР в пятых, шестых и седьмых классах от 27 августа 1937 года, «Краткий курс истории СССР» под редакцией профессора ШЕСТАКОВА, Периодизация, данная тов. СТАЛИНЫМ составителям учебника истории ВКП/б/ и наконец «Краткий курс истории Всесоюзной Коммунистической партии большевиков», одобренный Центральным Комитетом Партии. Имея под руками эти замечательные документы, музей на основе руководства ими начал коренную перестройку своей экспозиции…».

Вероятно, строя новое, «революционное», К.И. Иванов все же старался сохранить в экспозиции максимальное количество музейных предметов, как это было при М.И. Смирнове. Продолжала существовать картинная галерея, к перестройке которой Иванов привлек опытного и знающего специалиста – академика живописи Д.Н. Кардовского. В залах музея по-прежнему были представлены мебель и произведения искусства из дворянских усадеб. В большом количестве выставлялись предметы церковного культа, правда, в новом антирелигиозном отделе.

В 1938 году Ярославским ОБЛОНО было проведено обследование музея, в результате которого было установлено, что «по богатству исторических экспонатов, хранящихся в фондах и экспозиции музея – музей стоит на первом месте из музеев области».

В научной и экспозиционной деятельности музея было обнаружено большое количество недочетов: отсутствие научной работы и тематических и экспозиционных планов в музее, «научная необоснованность» исторической экспозиции, «наличие в экспозиции множества совершенно ненужных и ничего не дающих посетителю экспонатов, не относящихся к теме», в том числе и предметов религиозного культа, неудовлетворительное состояние отделов социалистического строительства и природы и т.д.

Экспозиции музея. 1930-е гг.

В результате К.И. Иванову было приказано:

«В пятидневный срок убрать с экспозиции экспонаты религиозного культа, не относящиеся к темам истории. <...> Интерьер, показывающий «дворянский быт», расположенный в 3 залах закрыть и оборудовать интерьер «дворянского быта» в одной комнате с показом в нем не только роскоши и богатства помещика, но и его политику жесточайшей эксплуатации, угнетения и порабощения крестьян – источника богатства помещика. Оставшуюся посуду, мебель и прочее использовать в следующих темах XVIII и XIX века».

В кратчайшие сроки музею было необходимо разработать тематико-экспозиционные планы ряда отделов и перестроить экспозиции.

В 1930-е годы музей являлся активным участником различных кампаний, проводимых в стране с целью ускорения темпов социалистического строительства и культурной революции: «Музеи на помощь в ликвидации остатков неграмотности и малограмотности», «10 лет без Ленина – по Ленинскому пути», пропаганды стахановского движения, антипасхальной, антирелигиозной и других.

Из дневника К.И. Иванова:

«1 мая, воскресенье. Сегодня – день труда – праздник солидарности трудящихся масс всего мира. В то же время – Пасха – праздник эксплуататоров. Идет борьба. И, конечно, мы победители. <...> В 11 часов из рабклуба фабрики «Красное эхо» приехала группа драмколлектива на автомобиле. Быстро загримировал их. Одел всех в костюмы «бывших». Создали картину «Женевская говорильня». Посадил всех за круглый стол. Получилась любопытная картина».

Особое внимание уделялось просветительной работе в деревне, пропаганде колхозов, искоренению старых традиций.

В 1969 году в неопубликованном сборнике «50 лет музею. 1919-1969 гг.» К.И. Иванов писал:

«Работники музея активно помогали в организации колхоза в Федоровской слободе и колхоза им. В.И. Ленина в Подгорной слободе. В результате фонды музея пополнились фотографиями организаторов колхоза, первых колхозных доярок, запечатлен момент свода коров на колхозный двор, устройство коровника».

Лучшая корова. 1931 г. Ремонт скотного двора. 1931 г.
Обобществление скота. 1930 г.

На протяжении нескольких лет музей активно участвовал в осенней и весенней посевных кампаниях.

Директива сектора науки Наркомпроса «О политпросветработе музеев в связи с осенней посевной кампанией и хлебозаготовками». 1930 г.
Отчет о проведении Переславль-Залесским музеем агропохода к весенней посевной кампании. 1930 г. Выезд на первую борозду в колхозе деревни Большие Сокольники Переславского уезда 1-го мая 1933 г.
Директива областного отдела народного образования. 1936 г.

Из директивы областного отдела народного образования. 1936 г.

«Дорогие товарищи. Под руководством Ленинской партии, во главе с мудрым вождем тов. Сталиным, растет и крепнет наша страна. Крепнут и становятся большевистскими наши колхозы, растет благосостояние и повышается культурный уровень колхозников.<...> Музеи и музейные работники, ваша задача помочь колхозникам на ярких примерах, отображаемых в музее, разобраться, как жила деревня при помещике, при кулаке и как строится новая счастливая жизнь».

Контрольные цифры посещаемости районных музеев колхозниками. 1936 г. Отчет музея о проделанной работе по обслуживанию колхозников за февраль 1936 г.

Из «Книги отзывов»:

«Посмотрев музей с бабой во всех отделах очень нам показалось весьма хорошо».

«Экскурсия руководителей колхозов осмотрела историко-художественный музей и вынесла впечатление, что культура русского человека при царизме вперед развивалась очень медленно, что можно было объяснить жадностью русской буржуазии, которая тормозила народное просвещение…»

Из неопубликованного сборника «50 лет музею 1919-1969 гг.»:

Через некоторое время начал действовать «Культкомбайн». <...> … на обычную телегу устанавливался сделанный столяром фургон и закреплялся. К боковым стенкам, по их размеру изготовлялись и привинчивались по две створки. Изготовленные заранее диаграммы, фотографии, лозунги, плакаты и т.п. укреплялись на внешние стойки фургона и внутренние стенки створок <...>. Внутри фургона укладывались вещи и усаживался обслуживающий персонал. Запрягалась лошадь и «культкомбайн» двигался по утвержденному партийными органами маршруту. <...>

Работа проводилась в избах-читальнях или в сельских школах. Работники музея объясняли колхозникам экспонаты выставки. Они были о сельском хозяйстве (соответственно к весеннему севу или уборочной кампании). Вечером другая работа: читался доклад о текущем моменте, демонстрировался фильм «Поворот» о коллективизации и классовой борьбе в деревне, в сопровождении мандолины и гитары. Свет получали от динамо-машины, привинченной к лавочке. <...> Успех был огромнейший».

Афиша проведения культкомбайна посевной кампании. 1933 г. Афиша культкомбайна о проведении 2-го займа. 1933 г.
Собрание в колхозе «Новый путь». 1930-е гг.

Кроме того, была «проведена работа по втягиванию специалистов в ударничество и соцсоревнование».

Объявление о соцсоревновании с Юрьев-Польским музеем. 1930 г.

Из договора о соцсоревновании, заключенного с Владимирским музеем:

«Мы, сотрудники Владимирского музея, принимаем вызов на соцсоревнование со стороны Переславского музея. <...>
Общая часть договора.
1. Изжить опоздания на работу и добиться рационализации рабочего времени сотрудников.
2. Охват на 100% соцсоревнованием внутри музея сотрудников.
3. Ликвидировать задолженность по членским взносам в союз, не допуская задолженности свыше одного месяца.
4. Вовлечь на 100% сотрудников музея в Марксистско-Ленинскую политучебу при Доме работников просвещения».

Договор о соцсоревновании, заключенный с Владимирским музеем. 1933 г.

Из Акта обследования Переславль-Залесского Краеведческого музея инспектором-методистом Облмузея т. Дубыниным. 1933 г.:

«Как достижение музея следует отметить и широко развернутое участие в проводимых кампаниях, что даже иногда идет за счет, а тем самым и в ущерб основной работы музея».

В 1931 году Константин Иванович Иванов разработал план проведения праздника в музее, который должен был проводиться 2 мая.

Проект праздника 2 мая. 1931 г.

Из дневника К.И. Иванова:

«2 мая, понедельник – Сегодня назначено массовое посещение музея. Приготовились. Расставили силы. В одиннадцатом часу началось «паломничество». Да еще погода подтолкнула. От музея до ворот образовался поток разноцветных одежд, конечно, с живыми людьми. Шли и малые, и старые. У входа образовалась «пробка». Едва к концу дня пришла возможность отдохнуть».

Отчет К.И. Иванова о праздновании 2 мая в Переславском музее. 1935 г.

В 1938 году К.И. Иванов познакомился с режиссером С.М. Эйзенштейном и сценаристом П. Павленко, приехавшими в Переславль с целью выбора места для съемок фильма «Александр Невский».

О съемках фильма «Александр Невский» рассказывает XVII глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории».
Комплекс расположен в экспозиции «Грани войны: из прошлого в будущее».

Посетив музей именно 2 мая, гости из Москвы оставили отзыв: «Не ожидали, что в Переславле такой содержательный, богатый, любовно хранимый музей. Нигде не видели в другом месте, чтобы народ шел в музей с такой охотой, как в Переславле».

Традиция отмечать 2 мая в музее сохранилась до середины 1980-х годов.

2 мая в Переславском музее 1967 г.

В 1940-1941 годах в музее продолжалась начатая ранее работа по перестройке отделов музея.

Из Тематико-экспозиционного плана музея. 1941 г.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война на долгое время нарушила привычную жизнь страны и внесла значительные коррективы в деятельность музея.

О деятельности музея в годы Великой Отечественной войны рассказывает VII глава экспозиции «КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории».
Комплекс расположен на выставке «Грани войны: из прошлого в будущее».

  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".