111

 

 

Заслуженный по заслугам

Константин Иванович Иванов

К 50-летию Переславского музея краеведом, этнографом Сергеем Евгеньевичем Елховским, работавшим еще с основателем музея М.И. Смирновым, была подготовлена статья Переславские краеведы. В конце статьи Елховский написал и о Константине Ивановиче Иванове:

Помнится, как в 1929 году Константин Иванович, еще юноша, робко вступил под музейные своды Горицкого монастыря, чтобы с этого момента осесть здесь до конца своей жизни. Любовь к родному краю, глубокое понимание задач культурной революции, неутомимая деятельность и долг коммуниста – все это в конце концов слило воедино его личную жизнь с жизнью музея.

Здесь же Сергей Евгеньевич признавал, что говорить о К.И. Иванове как о современном краеведе – дело будущего биографа.

С.Е. Елховский (слева). 1967 г.

К сожалению, до сегодняшнего дня не нашлось такого биографа, ряд обстоятельств жизни и деятельности К.И. Иванова – предмет для дальнейшего исследования.

Семья Ивановых – рабочих фабрики Товарищества Переславской мануфактуры. Сидит на стульчике Костя Иванов, будущий директор Переславского музея. 1910 г.
Анкетный лист. Составлен К.И. Ивановым. 1950 г.

Рассказывая об этом незаурядном человеке и его роли в сохранении и развитии Переславского музея, мы обратимся к личным дневникам, письмам, документам и трудам К.И. Иванова.

В архиве музея обнаружен документ, датированный 1926 годом, в котором упоминается имя К.И. Иванова.

Запрос в музей от фабрики Красное эхо с просьбой разрешить К.И. Иванову сделать копию с картины Д.Н. Кардовского Ленин в Горках. 1926 г.

К сожалению, мы не располагаем сведениями о том, как проходила работа над копированием картины. Возможно, это сложное поручение оказалось не по плечу двадцатилетнему пареньку, но сама по себе грандиозность замысла ярко характеризует личность будущего музейного руководителя.

Первое знакомство директора музея Михаила Ивановича Смирнова с юным Костей Ивановым, точнее, с его творчеством, произошло на выставке художников-самоучек.

Из неопубликованной статьи М.И. Смирнова К.И. Иванов.1940 г:

Раньше, чем увидеть его самого, на выставке самодеятельности местных художников я смотрел его картины, бросавшиеся в глаза своей неопытностью новичка и безвкусицей.

Из статьи М.И. Смирнова К.И. Иванов.1940 г. Рукопись статьи сохранилась в Государственном архиве Ярославской области
Кружок изобразительных искусств клуба
фабрики Красное эхо. 1928 г.
К.И. Иванов. 1929 г.

Кроме того, К.И. Иванов состоял в городской ячейке Союза эсперантистов.

Удостоверение К.И. Иванова – члена Союза эсперантистов. 1928-1929 гг.
К.И. Иванов среди членов городской ячейки Союза эсперантистов. 1920-е гг.

В 1929 году двадцатитрехлетний Константин Иванов – выдвиженец фабрики Красное Эхо – был принят на работу в музей на должность научно-технического сотрудника вместо уволившегося П. Панова.

Заявление К.И. Иванова с просьбой принять его на службу в музей. 1929 г.
К.И. Иванов. 1929 г. К.И. Иванов. 1929 г.

Из заявления о приеме на службу в музей мы узнаем также, что Иванов был еще и фотографом-любителем. В собрании музея сохранилось большое количество фотографий, выполненных Константином Ивановичем.

Иванов К.И. Группа работников музея за уборкой помещения. 1931 г.
Иванов К.И. Шеханов В.М. 1929 г. Иванов К.И. Рабочий фабрики Красное Эхо. 1929 г.

Из статьи М.И. Смирнова К.И. Иванов. 1940 г.:

Не сразу вошел в тон художественной работы фабричный смазчик, но мало-помалу путем подражания данным ему образцам и указаниям улучшал свою продукцию по части диаграмм и разных музейных плакатов.

Схема выставки 25-летие 1905 г.
Выполнена К.И. Ивановым. 1930 г.

В начале 1930 года, после увольнения М.И. Смирнова, совсем молодой и неопытный К.И. Иванов был назначен на должность заведующего Переславским музеем.

К.И. Иванов. 1930 г. К.И. Иванов. 1929 г.

В 1930 году он был направлен на месячные курсы, организованные Наркомпросом для рабочих-выдвиженцев, занимающих руководящие посты в музее.

Дневник, который вел К.И. Иванов на музейных курсах. 1930 г.

В декабре того же года К.И. Иванов стал делегатом Первого Всероссийского музейного съезда в Москве.

Билет К.И. Иванова – делегата I музейного съезда. 1930 г. Участники I Всероссийского музейного съезда. 1930 г.

На долю Константина Ивановича выпала тяжелая задача: полностью перестроить музей согласно решениям Всероссийского музейного съезда и превратить его в инструмент культурной революции.

Из дневника К.И. Иванова:

С утра в ударном порядке разбиваем историко-революционный отдел. Начинает все яснее и лучше вырисовываться новый отдел. Новая культурная единица. Да, этот отдел для меня экзамен. Идет все под моим руководством. Надеюсь, что экзамен я сдам.

Строительство выставки. 1932 г.
30 лет революции 1905 г. Фрагмент выставки. 1935 г. Фрагмент экспозиции музея. 1932 г.

Как свидетельствуют дневники К.И. Иванова, поначалу он трудно привыкал к своему выдвижению и новой работе.

Из дневника К.И. Иванова:

А однако по вечерам скучно. Читал Дневник Достоевского. Крепки монастырские стены, наводят на какое-то придавленное чувство – скучность. Тянет туда – в город, в шумный рабочий люд. А все-таки меня не покидает мысль об учебе в ВУЗе. Не знаю, что-то будет. А добиться надо.

Дневник К.И. Иванова. 1931 г.

Эта запись была сделана в феврале 1931 года, а в сентябре этого же года у Константина Ивановича совсем другое настроение:

А как я соскучился по своему музею? Как я привык к своему выдвижению? Никакая Москва, ничто мне ни по чем. Я хочу культивироваться именно на музейном деле. Вновь в моих руках молоток для перестройки музея, для приобщения его к социалистическому строительству.

Дневник К.И. Иванова. 1931 г.
К.И. Иванов в своей квартире. 1930 г. К.И. Иванов дома в рабочем кабинете. 1930 г.

Из дневника К.И. Иванова:

Сегодня исполняется ровно 2 года с момента поступления на работу в музей в качестве научно-технического сотрудника. Ровно 2 года, как общественность и рабочие фабрики Красное Эхо выдвинули работать сюда. Уже два года. Сегодня я настоящий хозяйственник. Ребят отправил работать. Сел, приготовил бумаги в Госбанк и ряд других отношений. С Мишей поехали в город за сеном. Купили воз за 75 рублей. После обеда работали в историко-революционном отделе. Установили новые витрины. К пяти вечера направился в Райком партии на заседание президиума райсовета Союза Воинствующих Безбожников. Тут засиделся. Сделал доклад о решении ЦС СВБ по докладу Ивановской организации. Вечер посвятил к отправке планов по местам. Получил приглашение на десятилетие Истринского музея.

По мнению К.И. Иванова, период с 1930 по 1934 год надо считать периодом исканий, когда молодые сотрудники музея производят опыты, как лучше преподнести посетителям-трудящимся собранные музейные коллекции.

Новым музейным сотрудникам не хватало знаний, но они стремились получить эти знания и использовали все возможности.

В январе 1933 года К.И. Иванов писал заведующему сектором науки Наркомпрпоса:

Мне всего 26 лет. В 1929 году меня рабочие фабрики Красное Эхо передали в ряды ВКП/б/. <...> Специального музейного образования я не имею, но страсть и желание учиться меня не покидают. Совершенно случайно я узнал, что при Государственном Историческом Музее организуются с  января 1933 года годичные музейные курсы, я убедительно прошу Вашего содействия в получении командировки на эти курсы.

К.И. Иванов среди выпускников музейных курсов. 1934 г.

Из дневника К.И. Иванова:

В 9 утра через внутренний вход шагаю в канцелярию, сажусь за свой директорский стол. Картина здесь также обычна. Стол мой красного дерева – собственность генерала Самсонова из имения Бектышево. <...> На полу ковер. Против меня стол архивариуса, а у другого окна стол научного работника-естественника. У меня на столе телефон, блестящая чернильница…

К.И. Иванов в кабинете. 1930-е гг.

В 1930-е годы в музее были построены совершенно новые отделы: историко-революционный, антирелигиозный, социалистического строительства. Строя новое, революционное, Константин Иванович в основе своей сохранял старые экспозиции, созданные М.И. Смирновым, насколько это позволяли требования, которые предъявлялись к музеям в эти непростые годы. Продолжала существовать картинная галерея, к перестройке которой Иванов привлек опытного и знающего специалиста – академика живописи Д.Н. Кардовского. В залах музея по-прежнему были представлены мебель и произведения искусства из дворянских усадеб. В большом количестве выставлялись предметы церковного культа, правда, в новом антирелигиозном отделе.

В 1938 году Ярославским областным отделом народного образования было проведено обследование музея, которое установило наличие в экспозиции множества совершенно ненужных и ничего не дающих посетителю экспонатов, не относящихся к теме.

Фрагмент экспозиции музея. 1930-е гг.

Вообще конец 1930-х годов был весьма непростым периодом для К.И. Иванова. Вступив в конфликт с Переславским райисполкомом и командованием воинской части 2660, он отстоял ансамбль бывшего Горицкого монастыря и предотвратил выселение музея в другие помещения.

О конфликте с воинской частью 2660 рассказывает VI глава экспозиции КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории. Комплекс расположен на выставке Бигль отправляется в плавание.

В 1936 году в газете Северный рабочий вышла статья Гибнут исторические ценности, в которой музей и его директора обвиняли в непринятии мер по отношению к охране исторических памятников и приписывали Иванову уголовное преступление, которое заключалось в хищении музейных ценностей. В ответ на это Константин Иванович потребовал пригласить на место комиссию, чтобы разобраться во всех обстоятельствах дела. В итоге все обвинения с него были сняты.

Постановление по результатам проверки прокурора Переславского района Ярославской области. 1936 г.

В 1937 году над музейными сотрудниками всей страны нависла серьезная угроза. В мае вышла директива Музейного отдела Наркомпроса, в которой говорилось:

Проверкой на месте работы музеев в ряде краев и областей выявлена значительная засоренность их чуждыми людьми и резкое отставание музеев в научно-исследовательской, экспозиционной и массовой работе.

Директива Музейного отдела Наркомпроса. 1937 г.

26 июня 1937 года был издан Приказ № 116 по Ярославскому областному отделу народного образования, в котором говорилось:

Враги народа – троцкисты проникли и в музеи нашей области, причинив большой вред на этом участке работы. <...> В Ростовском музее, где орудовали троцкисты Трофимов и Раевский, вскрыто контрреволюционное построение экспозиции.

Снят с работы и исключен из партии за контрреволюционные дела директор Чухломского музея Лебедев – Чухломской музей под его руководством влачил жалкое существование.

Политическая слепота, идиотская болезнь, беспечность городских и районных органов народного образования <...> привели к тому, что музеи области не являются действительными советскими музеями, по-большевистски отображающими и показывающими историческое прошлое России и светлое, прекрасное настоящее нашей социалистической Родины.

В 1938 году К.И. Иванов тоже был в двух шагах от увольнения.

Выписка из приказа № 66 по Ярославскому областному отделу народного образования от 5 мая 1938 г. гласила:

Отмечаю недопустимое состояние деятельности музея в Переславле и его директора ИВАНОВА, приведшего к полному развалу работу музея, засорению его непроверенными людьми, превратив музей в учреждение, оторванное от жизни нашей страны, от жизни края и даже от жизни своего района. <...>Вопрос о дальнейшей работе ИВАНОВА в качестве директора музея решить после представления мне акта ревизии и материалов проверки деятельности музея.

Выписка из приказа Ярославского областного отдела народного образования. 1938 г.
На документе имеется надпись красным карандашом идиоты и подпись К.И. Иванова

Через месяц было проведено всестороннее обследование Переславского музея, в результате которого было выявлено довольно большое количество недостатков в работе учреждения. Приказ областного отдела народного образования по результатам обследования гласил:

Имея в виду, что о недостатках в работе Музея директору Музея тов. Иванову указывалось раньше и эти недостатки до сих пор не исправлялись, ПРЕДУПРЕДИТЬ тов. Иванова, что если им в намеченные сроки не будут исправлены указанные недостатки, он будет привлечен к ответственности за неисполнение моего приказа.

Вслед за этим последовала обстоятельная докладная записка, составленная К.И. Ивановым, а музей приступил к составлению тематических планов и к масштабной перестройке экспозиции.

Увольнение Константина Ивановича не состоялось.

В 1940 году деятельность Константина Ивановича Иванова была оценена на общероссийском уровне. За большую научно-исследовательскую и массовую политико-просветительную работу его имя было занесено в Книгу почета культпросветработников.

Выписка из протокола заседания коллегии Наркомпроса РСФСР. 1940 г.

Заслуги Иванова признал даже опальный М.И. Смирнов. В статье 1940 года К.И. Иванов он не только критикует своего преемника за то, что тот присвоил себе чужие заслуги и распоясался вовсю и топтал в грязь все, сделанное за время с 1918 г. по 1929 г. включительно, но и отдает ему должное за сохранение и развитие музея:

Вполне признаю и сердечно радуюсь, что Иванов проявляет недюжинную энергию и трудоспособность, увлечение и любовь к делу, цепкость и ловкость в отстаивании своего дела. В то время, как в подобных и более крупных музеях переменились десятки директоров и музеи оказались в забросе и хаотичности, он сумел удержаться на своей позиции и развить дело, широко рекламировать его и привлечь интерес общественности. Это прекрасно. <...> …местная газета пестрит публикациями директора Иванова. <...> Видно, что музей идет в контакте с советской общественностью и принят в состав районных организаций и учреждений на правах полноценного советского органа.

Перед самой войной музей Ботик Петра I стал филиалом Центрального военно-морского музея, начальником которого был назначен К.И. Иванов, одновременно занимая пост директора Переславского краеведческого музея.

Справка Центрального военно-морского музея К.И. Иванову в том, что он работал начальником филиала Центрального военно-морского музея в Переславле-Залесском. 1953 г.

За десять лет работы в музее Константин Иванович значительно вырос как руководитель и специалист музейного дела.

В самом начале Великой Отечественной войны Наркомфин Союза ССР циркулярным письмом № 555/127 предложил организовать на местах экспертизу имеющихся в музеях предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней с целью изъятия предметов, не имеющих музейного значения.

Был составлен список вещей из собрания Переславского музея, подлежащих ликвидации. Несмотря на протесты, в акт были включены предметы, имеющие исключительную музейную ценность. Чтобы спасти эти памятники от уничтожения, директор музея К.И. Иванов обратился в мзейно-краеведческий отдел Наркомпроса с просьбой оставить их за музеем.

О том, чем закончилась эта история, рассказывает IX глава экспозиции КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории.
Комплекс расположен в экспозиции Серебряная кладовая.

В октябре 1941 года Константин Иванович Иванов добровольцем вступил в ряды РККА, чтобы принять участие в священной борьбе советского народа против гитлеровских захватчиков.

Письмо К.И. Иванова начальнику музейно-краеведческого отдела Наркомпроса. 1941 г. Приказ № 30 по Переславль-Залесскому краеведческому музею. 1941 г.

Находясь в действующей армии, в письме к замещавшей его Пелагее Петровне Плотниковой он писал: Берегите музей, его изумительные коллекции.

Письмо К.И. Иванова П.П. Плотниковой. 1941 г. К.И. Иванов – техник-интендант 183-го армейского запасного стрелкового полка 33-ей армии. 1942 г.
Военный билет К.И. Иванова. 1948 г.
Удостоверение к медали За оборону Москвы Удостоверение к медали За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны

О деятельности К.И. Иванова в годы войны рассказывает VII глава экспозиции КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории. Комплекс расположен в экспозиции Грани войны: из прошлого в будущее.

После войны К.И. Иванов продолжил руководить дорогим его сердцу музеем. Cтроятся новые экспозиции и выставки. Организуются экспедиции по Переславскому району, пополняются фонды музея.

К.И. Иванов за работой. 1953 г.
К.И. Иванов с посетителями в музее. 1960-е гг.
Экспедиция в деревню Фонинское. Знакомство с интерьером часовни. 1966 г.

Он вел переписку и сотрудничал с центральными музеями и научно-исследовательскими центрами страны по различным вопросам музейной деятельности.

Письмо И.Я. Богуславской К.И. Иванову о передаче предметов из Русского музея. 1960 г.
К.И. Иванов с профессором Н.А. Кожиным и сотрудниками музея. 1967 г. Летчик-космонавт Г.Т. Береговой с женой в Переславском музее-заповеднике. 1960-е гг.

В 1957 году под руководством выдающегося архитектора Ивана Борисовича Пуришева начались исследования памятников архитектуры ансамбля бывшего Горицкого монастыря, которые завершились масштабными реставрационными работами, длившимися до 1996 года. В 1950-1960-е годы проведена реставрация Успенского собора.

Реставрационные работы в бывшем Горицком монастыре. 1960-е гг.

Много сил приложил К.И. Иванов как директор музея и как депутат Переславского городского совета для сохранения памятников архитектуры древнего Переславля-Залесского.
В 1970 году после смерти К.И. Иванова И.Б. Пуришев писал:

Последние годы К.И. Иванов пристально следил за развернувшимися в Переславле реставрационными работами по памятникам архитектуры, всегда радовался их успешному завершению, резко выступал против всего, что, по его мнению, мешало правильному ведению этих работ.

Письмо И.Б. Пуришева К.И. Иванову об установлении в музее бюста Юрия Долгорукого. 1956 г.
Письмо И.Б. Пуришева К.И. Иванову. 1970 г.
И.Б. Пуришев. 1962 г.

Огромное внимание уделял К.И. Иванов популяризации всех направлений деятельности Переславского музея среди населения, активно работал с молодежью.

К.И. Иванов ведет экскурсию по выставке в рабклубе фабрики Красное эхо. 1931 г. К.И. Иванов читает лекцию на фабрике Красное эхо. Cер. XX в.
К.И. Иванов проводит экскурсию на Красной площади. 1955 г. Почетная грамота Переславского горкома ВЛКСМ К.И. Иванову за активное участие в общественной жизни комсомольской организации. 1966 г.

С первых лет работы в музее К.И. Иванов много писал о музее в местной и центральной прессе. Еще в 1930-е годы в журнале Советский музей были опубликованы статьи начинающего директора. Одна из них так и называлась Краеведческий музей и районная печать.

Статья К.И. Иванова в журнале Советский музей Краеведческий музей и районная печать. 1939 г.

Из доклада К.И. Иванова о деятельности Переславского музея. 1963 г.:

Накопленные музеем ценности были бы мертвы, если о них не рассказывать, не воспитывать с их помощью трудящихся. В этих целях наш коллектив широко использует местную печать и радио. Достаточно сказать, что в 1962 году работниками музея и его актива было опубликовано 42 обширных статьи и заметки, а в 1963 – 15. <...> Наш коллектив широко использует радио и нередко организует передачи из зала музея.

В своем докладе на 50-летнем юбилее музея краевед С.Д. Васильев сказал:

Мне только досадно будет, что в день 100-летия музея и 70-летия деятельности Константина Ивановича я, наверное, не услышу милый голос по телефону, приглашающий меня на это торжество…

К.И. Иванов и С.Д. Васильев на территории музея. 1963 г.

Проект КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории, посвященный 100-летию Переславского музея, позволяет нам услышать сегодня голос К.И. Иванова и фрагменты радиопередач 1960-х годов.

За годы работы К.И. Иванов снискал заслуженное уважение среди коллег и не раз был отмечен грамотами различного уровня.

Поздравительный адрес К.И. Иванову от сотрудников музея в связи с 25-летием работы в музее. 1954 г.
Поздравление К.И. Иванова с 25-летием работы в музее от учеников Д.Н. Кардовского. 1954 г. Почетная грамота К.И. Иванову за пропаганду научно-технических и политических знаний.
1960-е гг.

В 1966 году в музее прошли торжества по случаю 60-летия К.И. Иванова.

Торжественное заседание по поводу празднования 60-летия К.И. Иванова. Поздравляет реставратор Н. Турецкая. 1966 г. Торжественное заседание по поводу празднования 60-летия К.И. Иванова. Поздравления от Научно-исследовательского музея им. Щусева. 1966 г.
Поздравительный адрес К.И. Иванову от Ростовского музея-заповедника. 1966 г. Поздравительный адрес К.И. Иванову от доктора сельскохозяйственных наук, заслуженного деятеля науки РСФСР И.М. Беляева. 1966 г.
Поздравительный адрес К.И. Иванову от газеты Коммунар. 1966 г.

В 1968 году заслуги К.И. Иванова были оценены на государственном уровне. Ему было присвоено звание Заслуженного работника культуры РСФСР.

Константина Ивановича Иванова не стало 25 февраля 1970 года. Сорок лет этот удивительный человек руководил Переславским музеем. Он многое искал, во многом ошибался, у него были сомнения, он учился, иногда перегибал, иногда осторожничал, дерзал, искал новые пути снова, но основная линия работы у него была твердой – говорил о Константине Ивановиче его многолетний соратник краевед С.Д. Васильев.

Конечно, в конце жизни К.И. Иванов пересмотрел свое отношение ко многим вопросам, смог признать свои ошибки. Так же, как и М.И. Смирнов, он собирал предметы старины, защищал памятники архитектуры и держал ответ не только перед вышестоящими партийными и руководящими органами, но и перед своей совестью.

 
  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".