111

 

 

Культурная революция продолжается…

1950-1969 годы

В мае 1947 года вышел приказ председателя Комитета по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров РСФСР № 121 Об улучшении работы краеведческих музеев, в котором, в числе прочего, музеям было предписано покончить с порочной практикой развертывания экспозиции на плоскостном, графическом материале без широкого использования объемных экспонатов, подлинных вещей…. В экспозиции постепенно начали возвращаться подлинные музейные предметы.

В 1950-е годы в музей состоял из обязательных отделов: природа края, дореволюционное прошлое края, советский период - согласно примерной тематической структуре построения экспозиций краеведческих музеев, разработанной Научно-исследовательским институтом краеведческой и музейной работы.

Отдел природы края. 1956 г.
Дореволюционное прошлое края. 1956 г.
Дореволюционное прошлое края. 1956 г.

В 1950-1960-е годы большое внимание уделялось построению экспозиций отдела советского периода, и, прежде всего, разделов, характеризующих достижения сельского хозяйства и промышленности.

Отдел советского периода. Великая Октябрьская социалистическая революция. 1956 г. Отдел советского периода. Сельское хозяйство. 1956 г.
Отдел советского периода. Сельское хозяйство. 1956 г.

Наряду с обязательными отделами ведущее место в структуре музейных экспозиций было отведено Картинной галерее им. Д.Н. Кардовского.

Картинная галерея. 1956 г. Мемориальная комната Д.Н. Кардовского. 1956 г.

В 1959 году под руководством научного сотрудника Русского музея И.Я. Богуславской и реставратора Н.Н. Померанцева была построена новая экспозиция художественного отдела.

Письмо из Государственного Русского музея. 1958 г. Приказ об открытии художественного отдела. 1959 г.

Работа проходила под лозунгом: На встречу XXI съезду КПСС во исполнение приказа Министерства культуры РСФСР О выставочных мероприятиях в связи с подготовкой к XXI съезду КПСС.

Приказ по Министерству культуры РСФСР. 1958 г

Из статьи И.Я. Богуславской По залам музея в газету Коммунар мы узнаем, что, кроме уже известных полотен из коллекции И.П. Свешникова, провинциального портрета и произведений XX века, в экспозицию музея вернулись предметы церковного культа:

Музей богат очень ценными произведениями древнерусского прикладного искусства: серебряной и золоченой утварью XVII века, драгоценными бархатными и шелковыми тканями XVII—XVIII веков, произведениями древнерусского золотого шитья этого же времени. Наряду с ними в экспозиции представлены произведения народного искусства — набивные ткани, узоры которых набивались вручную с разных деревянных досок, изразцы, украшавшие фасады храмов и печи изб, древнее народное искусство эмали (финифти), резьба по дереву. Живопись XVIII века представлена портретами неизвестных художников… <...> Таким образом, новая экспозиция Переславского музея интересно и с возможной полнотой знакомит с историей развития русского искусства и ее местными особенностями.

Художественный отдел музея. 1959 г.

О Картинной галерее Переславского музея рассказывает II глава экспозиции КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории. Комплекс расположен у входа в экспозицию Картинная галерея им. Д.Н. Кардовского

Из Книги отзывов:

Группа научных сотрудников из Государственного Эрмитажа, посетившая музей 6 июля 1960 года, выражает глубокое восхищение не только необычайным богатством материалов, собранных музеем, и прекрасно сделанной экспозицией, но и энтузиазмом, проявленным научными сотрудниками под руководством директора К.И. Иванова в деле развития и пополнения коллекций музея.

10 февраля 1959 года Переславль-Залесский краеведческий музей стал историко-художественным. В связи с этим его деятельность в 1960-е годы была регламентирована, в том числе, и директивами, адресованными художественным музеям и картинным галереям.

В 1960 году вышел приказ Министерства культуры РСФСР О состоянии и мерах по улучшению экспозиции отделов советского периода в краеведческих музеях. В это время вся работа музея была посвящена XXII съезду КПСС. В отделе советского периода строится новая экспозиция. Художественное оформление экспозиции осуществлялось бригадой художников Московской области под руководством С.И. Блоха.

Афиша музея. 1961 г.
Отдел советского периода. Гражданская война. 1961 г. Отдел советского периода. Великая Октябрьская социалистическая революция. 1961 г.
Социалистические обязательства музея. 1961 г.

Решения съездов КПСС, юбилейные даты и иные значимые события в истории страны должны были находить отражение в экспозиционной и культурно-просветительской деятельности музеев. Они влияли на основные направления научно-исследовательской работы и комплектование коллекций.

В мае 1964 года ЦК КПСС принял Постановление О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся. В этом же году Коллегия Министерства культуры СССР в целях дальнейшего улучшения деятельности музеев и картинных галерей по коммунистическому воспитанию советских людей постановила в экспозициях музеев ярче отразить торжество великих идей марксизма-ленинизма.

Из отчета Переславль-Залесского историко-художественного музея. 1965 г.:

Коллектив музея прилагал усилия к улучшению научной, научно-исследовательской, собирательской, экспозиционной работы, руководствуясь решениями Июньского Пленума ЦК КПСС и последующими приказами Министерств Культуры СССР и РСФСР. <...> В 1965 г. была создана в отдельном зале новая экспозиция на тему: Социалистическая промышленность г. Переславля-Залесского и района за 1917–1965 г.

Социалистическая промышленность г. Переславля-Залесского и района за 1917–1965 г. 1965 г.

В этом же году обновляется экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне.

Афиша выставки 20 лет разгрома гитлеровской Германии. 1965 г.
20 лет разгрома гитлеровской Германии. 1965 г.

Широко отмечались в музее юбилеи Великой Октябрьской социалистической революции и В.И. Ленина.

Социалистические обязательства музея. 1967 г. Афиша выставки Экономика и культура Переславского края за годы советской власти. 1967 г.

Из отчета Переславль-Залесского историко-художественного музея. 1969 г.:

Вся работа Переславль-Залесского историко-художественного музея была подчинена и направлена на достойную встречу 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.

Самым замечательным событием истекшего года было открытие на Ярославской земле в Переславских Горках музея В.И. Ленина 24 сентября 1969 года…

Открытие музея В.И. Ленина в Переславских Горках. 1969 г.
Фрагмент экспозиции музея В.И. Ленина в Переславских Горках. 1969 г.
Переславцы – кавалеры ордена Ленина. Фрагмент выставки. 1969 г.

В 1950-1960-е годы музей вел активную выставочную деятельность.

Афиша выставки к 100-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. 1952 г. Афиша выставки Наши современники. 1961 г.
Переславцы в произведениях советских художников. Фрагмент выставки. 1968 г. Навстречу III съезду колхозников. Фрагмент выставки. 1969 г.

В конце 1950-х годов возобновилась экспедиционная деятельность музея.

В неопубликованном сборнике 50 лет музею. 1919–1969 гг. К.И. Иванов писал:

Послевоенное время работники музея почти ежегодно предпринимали историко-бытовые экспедиции в пределы бывшего Переславского уезда. Такие поездки дают обильный материал. Часто встречаются предметы большой исторической ценности.

Выезд в экспедицию в деревню Головнино. 1962 г. Афиша Последние поступления и находки музея. 1960 г.
Объявление о работе экспедиции музея. 1960-е гг.

Об экспедиционной деятельности Переславского музея рассказывает V глава экспозиции КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории. Комплекс расположен в экспозиции Деревянная скульптура и резьба XVII–XIX вв.

В результате экспедиций был собран материал, позволивший открыть в Переславле-Залесском экспозицию, посвященную К.А. Коровину и Ф.И. Шаляпину.

Мемориальная комната К.А. Коровина и Ф.И. Шаляпина. Фрагмент экспозиции. 1962 г.

Из сборника 50 лет музею. 1919-1969 гг.:

В настоящее время экспозиция распределяется так: картинная галерея – 21 зал, отдел истории – 12, отдел истории Советского общества – 5 и отдел природы – 3. <...> Музей имеет три филиала: музей памяти В.И. Ленина в Горках Переславских, Спасо-Преображенский собор (1152–1157 гг.), историческая усадьба Ботик, Успенский собор (1757–1759 гг.) <...>

Переславль-Залесский историко-художественный музей превратился в один из крупнейших музеев России. Он стал научным и культурным центром, значение которого распространилось далеко за пределы города и района.

Плакат Переславский музей и филиалы.
1960-е гг.
Музей-усадьба Ботик Петра I. 1965 г.
Ансамбль бывшего Успенского Горицкого монастыря. 1965 г. Спасо-Преображенский собор. 1965 г.

Из Книги отзывов:

Удивительный музей! По богатству с ним может сравниться редкий областной музей Союза. И музей не вообще, а именно свой переславский. Вот за это особенно большое спасибо.

Плакат Переславский музей. 1960-е гг.
Отдел дореволюционного прошлого края. 1960-е гг.
Картинная галерея. 1960-е гг.
Отдел природы. 1960-е гг.

В 1950-е годы под руководством выдающегося архитектора Ивана Борисовича Пуришева начались исследования памятников архитектуры ансамбля бывшего Горицкого монастыря, которые завершились масштабными реставрационными работами, длившимися до 1996 года. В 1950–1960-е годы проведена реставрация Успенского собора.

Реставрационные работы в бывшем Горицком монастыре. 1960-е гг.

В своем докладе на 50-летнем юбилее музея краевед С.Д. Васильев сказал:

В Переславле неразделимы два понятия: музей — это Иванов, Иванов — это музей. Однако один в поле не воин. Заслуга Константина Ивановича состоит в том еще, что он подобрал соответствующий штат таких же одаренных, как и он сам. <...> И вот за 10 лет последних коллектив сложился довольно дружный и прочный. А главное, все сумасшедшие (виноват, оговорился), все краеведы! И этот дружный коллектив замечателен тем, что он умеет дружно работать, да и дружно отдыхать, ибо отдых — неизбежное продолжение труда, и кто отдыхает в одиночку, тот никогда не будет успешно работать в коллективе. Сплочение коллектива — одно из достоинств руководителя. Константин Иванович сумел этого достичь.

К.И. Иванов и С.Д. Васильев на территории музея. 1963 г. Группа работников музея за уборкой помещения. 1931 г.
Коллектив музея за уборкой территории. 1960-е гг. Коллектив музея в Москве. 1955 г.
К.И. Иванов после сбора яблок. 1949 г. Коллектив музея. 1956 г.
Банкет в музее по случаю празднования 60-летия К.И. Иванова. 1966 г. К.И. Иванов с сотрудниками музея. 1958 г.
К.И. Иванов за работой в саду. 1951 г.

Из сборника 50 лет музею. 1919-1969 гг.:

Культурная революция продолжается. Программа КПСС провозгласила вступление нашей страны в завершающий этап культурной революции. На этом этапе должны быть созданы все необходимые идеологические и культурные условия для победы коммунизма.

  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".