111
-- ПЗМ-5492 А

 

 

«Спасти и сохранить»

Реставрационная мастерская музея в 1925-1926 годах

С октября 1925 года начались работы по организации древнерусского отдела, который планировалось разместить в Троице-Даниловом монастыре церкви Похвалы Богородицы и Настоятельских покоях XVII века. Всего в коллекции к тому времени насчитывалось более 200 единиц хранения. Однако привезенные иконы находились под слоями позднейших записей и потемневшей олифы. М.И. Смирнов обратился в Центральные Государственные Реставрационные Мастерские с просьбой прислать специалиста для расчистки и укрепления икон. Из ЦГРМ был направлен Иван Иванович Тюлин, допущенный до реставрации памятников, «не представляющих из себя особой сложности в отношении техники их расчистки».

И.И. Тюлин за работой Письмо из Главнауки о направлении
И.И. Тюлина в Переславский музей. 1925 г.

Из Письма И.И. Тюлина в музей. 9 октября 1925 г.:

«Уважаемый Товарищ Заведующий музеем, сообщаю Вам о моем назначении к Вам в Музей в качестве реставратора по расчистке древних памятников Главнаукой и Центральными Реставрационными Мастерскими. Прошу сообщить мне немедленно, какие Ваши условия, какое жалованье и квартира и так далее.
С почтением к Вам Реставратор И.И. Тюлин».

Письма И.И. Тюлина в музей. 1925 г.
Ответ М.И. Смирнова И.И. Тюлину. 1925 г.

Из переписки И.И. Тюлина с М.И. Смирновым мы узнаем, что в смету музея было внесено на реставрационные работы 400 рублей, содержание реставратору назначено по 50 рублей в месяц.

Реставрационная мастерская разместилась в Троице-Даниловом монастыре в церкви Похвалы Богородицы. В музее сохранились документы, которые позволяют нам судить о масштабах, качестве и значении работы, проделанной И.И. Тюлиным.

Апостолы Петр и Павел. XV в.

Из Археологического описания иконы «Апостолы Петр и Павел», XV в.:

«До реставрации весь памятник прописан масляными красками. На памятнике лежит толстый слой грязи. При удалении грязи и записи получилась сохранность фигур, фона, поля и надписи превосходная. Есть довольно большая трещина по лицу Павла на 28 см.».

Святитель Николай Чудотворец, с житием.
Нач. XVI в.

Из Археологического описания иконы «Николай Чудотворец, с житием», нач. XVI в.:

«Описание лицевой стороны до реставрации.
… Памятник этот, про который говорится, Николай стоячий в деяниях, грубо весь прописан – поля и фоны темно-зеленой масляной краской, где местами сквозят из-под масляной краски части старого золота. Фигуры, как горы, так и палаты прописаны яичными колерами в грубой форме.

Описание лицевой стороны после реставрации.
Когда было приступлено к открытию этого памятника и к удалению всевозможных записей, то обнаружились поля и фон золотые при средней сохранности старого золота. Фигуры, палаты и горы очень мало пострадали. Сохранность их получилась превосходная <...> по левой стороне нижнего поля в углу имеется пятно – вставка нового левкаса и по опушке точно такая же вставка есть нового левкаса…»

В 1926 году, согласно указанию инспектора Музейного отдела Главнауки по делам реставрации А.И. Анисимова, сотрудником музея Н.П. Дарьиным и реставратором И.И. Тюлиным были срочно вывезены из Никольского монастыря 9 икон. С них сняли ризы, венцы и убрусы для хранения в музее, а сами иконы отправили в реставрационную мастерскую для укрепления, проклейки и раскрытия.

Список икон из Никольского монастыря, рекомендованных к изъятию, составленный
А.И. Анисимовым.

Из Археологического описания иконы «Христос Вседержитель на престоле», 1716 г.:

«До реставрации на всем памятнике тонкий слой грязи. Фон прописан грубой масляной краской. После удаления этого налета с памятника оказалась чинка на нижней части памятника, которая была удалена. При удалении записи с фона, фон оказался превосходный, и вся фигура памятника после удаления налета оказалась сохранности превосходной. Дополнения: на поземе при удалении его записи оказалась надпись автора, написанная белилами».

На иконах «Христос Вседержитель на престоле» и «Богоматерь Владимирская» в процессе реставрации были обнаружены автографы последнего прославленного изографа оружейной палаты Кирилла (Корнилия) Уланова.

Кирилл (Корнилий) Уланов.
Христос Вседержитель на престоле. 1716 г.
Кирилл (Корнилий) Уланов.
Богоматерь Владимирская. Нач. XVIII в.

В феврале 1926 года М.И. Смирнов сообщил в музейный отдел Главнауки:

«В реставрационной мастерской музея в истекшем году отреставрировано следующее количество памятников древнерусской живописи:
Расчищено полностью XV в. – 3, XVI в. – 2, XVII в. – 2, а всего 7.
Расчищено частично XV в. – 1, XVI в. – 2, XVII в. – 1, а всего 4.
Промыто: XVII в. – 6, XVIII в. – 5, а всего 11.
Укреплено 44 памятника.
Всего реставрировано и укреплено 66 памятников».

Богоматерь Гора Нерукосечная. XVI в.
Фото до реставрации.
Богоматерь Гора Нерукосечная. XVI в.
Отреставрирована И.И. Тюлиным в 1920-е гг.
Архангел Михаил. XVI в.
Фото до реставрации.
Архангел Михаил. Нач. XVI в.
Отреставрирована И.И. Тюлиным в 1920-е гг.
Архангел Гавриил. XVI в.
Фото до реставрации.
Архангел Гавриил. Нач. XVI в.
Отреставрирована И.И. Тюлиным в 1920-е гг.

Из годового отчета Переславского музея за 1926/1927 гг.:

«Реставрационная мастерская, открытая с разрешения Главнауки с октября 1925 года, функционировала по 1 ноября 1926 года. <...> За неимением средств мастерская временно закрыта».

К сожалению, работа реставрационной мастерской так и не была возобновлена. В 1927 году М.И. Смирнов обратился в Центральные Государственные Реставрационные мастерские с просьбой «допустить к занятиям в течение 2-х недель и.о. помощника хранителя Панова Петра Павловича для приобретения им навыков по укреплению памятников древнерусской живописи». Однако получить своего штатного реставратора музею не удалось, поскольку за такой короткий срок обучения П.П. Панов, не имеющий ранее опыта в деле укрепления памятников иконописи, не смог приобрести необходимые навыки и, соответственно, не получил разрешения от ЦГРМ на проведение работ.

  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".