«Спасти и сохранить» Реставрационная мастерская музея в 1925-1926 годах |
|
С октября 1925 года начались работы по организации древнерусского отдела, который планировалось разместить в Троице-Даниловом монастыре церкви Похвалы Богородицы и Настоятельских покоях XVII века. Всего в коллекции к тому времени насчитывалось более 200 единиц хранения. Однако привезенные иконы находились под слоями позднейших записей и потемневшей олифы. М.И. Смирнов обратился в Центральные Государственные Реставрационные Мастерские с просьбой прислать специалиста для расчистки и укрепления икон. Из ЦГРМ был направлен Иван Иванович Тюлин, допущенный до реставрации памятников, «не представляющих из себя особой сложности в отношении техники их расчистки». |
|
И.И. Тюлин за работой | Письмо из Главнауки о направлении И.И. Тюлина в Переславский музей. 1925 г. |
Из Письма И.И. Тюлина в музей. 9 октября 1925 г.: |
|
|
|
Письма И.И. Тюлина в музей. 1925 г. | |
Ответ М.И. Смирнова И.И. Тюлину. 1925 г. | |
Из переписки И.И. Тюлина с М.И. Смирновым мы узнаем, что в смету музея было внесено на реставрационные работы 400 рублей, содержание реставратору назначено по 50 рублей в месяц. Реставрационная мастерская разместилась в Троице-Даниловом монастыре в церкви Похвалы Богородицы. В музее сохранились документы, которые позволяют нам судить о масштабах, качестве и значении работы, проделанной И.И. Тюлиным. |
|
Апостолы Петр и Павел. XV в. | |
Из Археологического описания иконы «Апостолы Петр и Павел», XV в.: |
|
|
|
Святитель Николай Чудотворец, с житием. Нач. XVI в. |
|
Из Археологического описания иконы «Николай Чудотворец, с житием», нач. XVI в.: |
|
|
|
В 1926 году, согласно указанию инспектора Музейного отдела Главнауки по делам реставрации А.И. Анисимова, сотрудником музея Н.П. Дарьиным и реставратором И.И. Тюлиным были срочно вывезены из Никольского монастыря 9 икон. С них сняли ризы, венцы и убрусы для хранения в музее, а сами иконы отправили в реставрационную мастерскую для укрепления, проклейки и раскрытия. |
|
Список икон из Никольского монастыря, рекомендованных к изъятию, составленный А.И. Анисимовым. |
|
Из Археологического описания иконы «Христос Вседержитель на престоле», 1716 г.: |
|
|
|
На иконах «Христос Вседержитель на престоле» и «Богоматерь Владимирская» в процессе реставрации были обнаружены автографы последнего прославленного изографа оружейной палаты Кирилла (Корнилия) Уланова. |
|
Кирилл (Корнилий) Уланов. Христос Вседержитель на престоле. 1716 г. |
Кирилл (Корнилий) Уланов. Богоматерь Владимирская. Нач. XVIII в. |
В феврале 1926 года М.И. Смирнов сообщил в музейный отдел Главнауки: |
|
|
|
Богоматерь Гора Нерукосечная. XVI в. Фото до реставрации. |
Богоматерь Гора Нерукосечная. XVI в. Отреставрирована И.И. Тюлиным в 1920-е гг. |
Архангел Михаил. XVI в. Фото до реставрации. |
Архангел Михаил. Нач. XVI в. Отреставрирована И.И. Тюлиным в 1920-е гг. |
Архангел Гавриил. XVI в. Фото до реставрации. |
Архангел Гавриил. Нач. XVI в. Отреставрирована И.И. Тюлиным в 1920-е гг. |
Из годового отчета Переславского музея за 1926/1927 гг.: |
|
|
|
К сожалению, работа реставрационной мастерской так и не была возобновлена. В 1927 году М.И. Смирнов обратился в Центральные Государственные Реставрационные мастерские с просьбой «допустить к занятиям в течение 2-х недель и.о. помощника хранителя Панова Петра Павловича для приобретения им навыков по укреплению памятников древнерусской живописи». Однако получить своего штатного реставратора музею не удалось, поскольку за такой короткий срок обучения П.П. Панов, не имеющий ранее опыта в деле укрепления памятников иконописи, не смог приобрести необходимые навыки и, соответственно, не получил разрешения от ЦГРМ на проведение работ. |
![]() ![]() ![]() |
В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы |