111

 

 

«А икону Преображения, очевидно, хотят зажилить»

Дело о передаче иконы
«Преображение Господне» XIV в.
из Спасо-Преображенского собора
г. Переславля-Залесского
в Третьяковскую галерею

Преображение Господне. XIV в.
Происходит из Спасо-Преображенского собора
г. Переславля-Залесского. С 1930 г. находится
в собрании Государственной Третьяковской галереи.

В древнем Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского (1152–1157 гг.) сохранились несколько бесценных памятников древнерусского искусства, среди которых - уникальный потир XII века, вклад Юрия Долгорукого и икона «Преображение Господне», датируемая XIV веком.

Спасо-Преображенский собор. 1928 г. Интерьер Спасо-Преображенского собора.
Конец XIX в.
Потир XII в. из Спасо-Преображенского собора
г. Переславля-Залесского. Передан в Оружейную палату Московского Кремля в 1930 г.

В марте 1923 года в Переславле состоялось выездное заседание Живописно-реставрационного отдела Наркомпроса, на котором стоял вопрос о сохранении ряда переславских памятников, в том числе и иконы «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора.

Выписка из протокола № 8 заседания
Живописно-реставрационного отделения. 1923 г.
Письмо об изъятии иконы «Преображение»
и отправке в Москву. 1923 г.

11 апреля две иконы из Спасо-Преображенского собора «Преображение Господне» и «Царь Царем» («Предста Царица») были отправлены в Москву.

Письмо из ЦГРМ о получении икон
на реставрацию. 1923 г.

Из Акта осмотра иконы «Преображение Господне» от 19 апреля 1923 г.:

«Ввиду опасного состояния этой иконы, являющейся одним из важнейших памятников древне-русской живописи, написанной едва-ли позднее половины XIV века, нами принято решение возбудить в Совете Секции живописи и декоративного искусства в Отделе Реставрации вопрос о немедленном доступе к работам по укреплению и связанному с ним раскрытию иконы».

Вероятно, дальнейшая судьба отправленных на реставрацию икон очень волновала Михаила Ивановича Смирнова, тем более, что, как вспоминает Смирнов, стали ходить слухи, что икона «Преображение» возвращена не будет.

Письмо М.И. Смирнова о возврате икон «Преображение» и «Царь царем» в музей после реставрации. 1924 г.

В апреле 1924 года в ответ на опасения директора музея пришло письмо, которое подтверждало возврат икон после реставрации в Переславский музей.

Икона «Царь Царем», действительно, в 1925 году была возвращена в музей. Ее привез из реставрационных мастерских откомандированный в музей реставратор И.И. Тюлин.

М.И. Смирнов вспоминал об этом:

«С ним [И.И. Тюлиным] прислана была икона Царь Царем, расчищенная наполовину. Это за два года! А икону Преображения, очевидно, хотят зажилить».

Письмо из ЦГРМ о направлении И.И. Тюлина
в музей и передаче иконы «Царь Царем» 1925 г.
Акт выдачи иконы «Царь Царем» из ЦГРМ
в Переславский музей. 1925 г.
Протокол раскрытия иконы «Царь Царем»
из Переславского музея. 1926 г.
Икона «Царь Царем».
Фото до реставрации. 1923г.
Икона «Царь Царем». Фото в процессе реставрации. 1920-е гг. Царь Царем (Предста Царица). XVI в.

Как и предполагал Михаил Иванович Смирнов, икону «Преображение Господне» - «один из важнейших памятников древне-русской живописи» - и не собирались возвращать обратно в Переславль.

Письмо М.И. Смирнову из ЦГРМ о том, что судьба иконы «Преображение» должна быть решена «в порядке обще-музейного строительства». 1927 г.
Письмо М.И. Смирнова в Главнауку о судьбе иконы «Преображение». 1929 г.

Окончательную точку в решении вопроса о месте нахождения иконы «Преображение Господне» поставили в 1930 году, когда Наркомпрос решил, что этот выдающийся памятник войдет в состав Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, «который должен отразить эволюцию и достижения в области живописи, шитья и т.д.»

Наркомпрос РСФСР
в Переславский музей. 1930 г.
  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".