111

 

 

«Прекрасными образцами обладает наш музей!»

Формирование коллекции иконописи Переславского музея в 1930–1969 годы

История формирования и представления коллекции иконописи музея в 1930–1969 годах связана с именем нового директора музея Константина Ивановича Иванова.

К.И. Иванов. 1929 г.

В 1930 году произошли изменения в структуре древнерусского отдела: в связи с передачей Даниловского монастыря военному ведомству, иконы вернули в Горицкий монастырь и разместили в Успенском соборе.

Успенский собор. 1920-е гг. Интерьер Успенского собора. 1926 г.
Свод Успенского собора. 1926 г.

Из дневника К.И. Иванова:

«1932 год. 24 июня. Переключился на боевую работу в Успенский собор. У меня в голове затея – сделать идеальный во всех отношениях фондовый отдел. Принялись за иконопись. Прекрасными образцами обладает наш музей. Какие произведения от XV–XVI–XVII вв.

25 июня. Как-то хорошо работается. Развесили ярусами XV, XVI, XVII века и XVIII. Развернулась замечательнейшая картина. Место вполне удачное, в правом приделе. Пришлось переработать час, но закончить. Весь отдел привели в полный порядок. Запас в порядке разместили в алтаре, разобрав большие к большим, инвентарные к инвентарным.

30-е июня. Фондовый отдел готов. Запас экспонатов разбил по классификации: иконопись, металл, резьба по дереву, шитье и т.д. В общем, идеально построен отдел. И вместо хаоса создан Музей. Иди и обозревай».

Действительно, как свидетельствует отчет музея за 1932 год, в Успенском соборе была «организована закрытая фондовая выставка иконописи, размещенная по столетиям».

Дальнейшее комплектование коллекции икон происходило из храмов, закрытых, а потом и разрушенных в 1930-е годы. В 1930 году из Введенской церкви в музей поступили икона «Введение во храм» 1533 г. и великолепные царские врата, представленные сегодня в экспозиции.

Введенская церковь г. Переславля-Залесского. 1930-е гг. Иконостас Введенской церкви
г. Переславля-Залесского. 1920-е гг.
Царские врата из Введенской церкви
г. Переславля-Залесского. 1920-е гг.
Царские врата. XVI в. Поступили
из Введенской церкви г. Переславля-Залесского
в 1930 г.
Введение во храм. 1533 г.
Поступила из Введенской церкви
г. Переславля-Залесского в 1930 г.
Художественный отдел.
Фрагмент экспозиции. 1960-е

В 1935 году было решено ввести в экспозицию картинной галереи иконы и резьбу «как искусство феодального характера».

Еще в 1926 году М.И. Смирновым были организованы четыре поездки по Переславскому уезду с целью сбора экспонатов для музея. Объехав ряд сел и обследовав в них храмы, он составил «Список историко-художественных предметов внутреннего убранства и обихода, предназначенных к вывозу и хранению в Переславском музее». В списке числилось и село Спасское с церковью Преображения, где в графе «Наименование предметов» записаны «Царские врата XVII века и иконы XVI–XVII в. – 15 шт». В скобках уточнение: «в алтаре на полу деревян. церкви».

Список историко-художественных предметов внутреннего убранства и обихода, предназначенных к вывозу и хранению в Переславском музее. 1926 г.

После закрытия церкви в 1920-е годы иконы оставались в храме и чудом уцелели. Только в декабре 1940 года 27 икон XV-XVIII веков были доставлены в музей Константином Ивановичем Ивановым. Среди них был иконостас придела преп. Сергия Радонежского деревянной церкви Преображения XVII века и некоторые иконы холодного храма. Данное поступление имело большое значение для формирования фонда икон.

К.И. Иванов. Из неопубликованного сборника «50 лет музею. 1919–1969 гг.»:

«В 1940–41 гг. доставлены из села Спасское все иконы XVI–XVII века и в том числе уникальный полный иконостас с царскими вратами и икона Сергия XVI века, написанная на камне. Врата и икона представляют исключительную научную и художественную ценность, вошли в золотой фонд Переславль-Залесского музея и экспонируются в художественном отделе».

Иконостас церкви Преображения Господня
села Спасское. 1920-е гг.
Благоразумный разбойник.
Икона из церкви Преображения Господня
села Спасское.
Царские врата. XVI в. Поступили из церкви Преображения Господня села Спасское в 1940 г. Сергий Радонежский. XVI (?) в.
Поступила из церкви Преображения Господня
села Спасское в 1940 г.
Художественный отдел. Фрагмент экспозиции. 1960-е гг.

В годы Великой Отечественной войны музей принимал посетителей, но собирательская деятельность была приостановлена. В 1950-е годы сотрудники музея начали готовиться к перестройке художественного отдела.

В 1953 году в музей была приглашена Наталия Алексеевна Демина – научный сотрудник музея им. Андрея Рублева. Ею был обследован фонд древнерусской живописи и составлен список технического состояния икон.

В 1958 году под руководством Николая Николаевича Померанцева – реставратора, искусствоведа и Ирины Яковлевны Богуславской – научного сотрудника Государственного Русского музея была построена новая экспозиция художественного отдела, которая начиналась произведениями древнерусского искусства. В экспозиционный ряд вошли иконы, раскрытые И.И. Тюлиным и частично иконостас из с. Спасское.

Художественный отдел. Фрагмент экспозиции. 1959 г.

В 1950-60-е годы возобновились экспедиции в Переславский район. Это было во многом связано с новым витком антирелигиозной борьбы на основании постановлений ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (1954 г.) и «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам “О недостатках научно-атеистической пропаганды”» (1958 г.)

В связи с очередным повсеместным разрушением сохранившихся церквей возникла острая необходимость усилить контроль за памятниками искусства и старины, находящимися в храмах. Последовал Приказ Министра культуры СССР «О мерах по сохранению произведений древнерусского искусства».

Из письма Управления культуры Облисполкома Ярославского областного Совета депутатов трудящихся директору Переславского музея К.И. Иванову от 13 июля 1959 г.:

«В соответствии с приказом Министра культуры СССР № 142 от 19 февраля 1958 г. «О мерах по сохранению произведений древнерусского искусства» Управление культуры разрешает Вам провести работы в пределах Переславского, Нагорьевского и Петровского районов по выявлению, учету и сбору произведений древнерусского искусства, находящихся в безнадзорных памятниках…».

Разрешение Управления культуры Облисполкома Ярославского областного Совета депутатов трудящихся провести работы по сбору произведений древнерусского искусства. 1959 г.

В начале 1960-х годов Министерством культуры был издан ряд приказов, направленных на усиление мер по сохранению художественных памятников в недействующих и действующих церквах.

Из приказа Министра культуры РСФСР «О фактах хищения произведений древнерусского искусства, хранящихся в музеях и памятниках архитектуры». 1961 г.
Приказ Министра культуры СССР «О мерах по сохранению художественных ценностей, памятников литературы и произведений прикладного искусства в действующих и недействующих церквах, соборах и других культовых зданиях». 1962 г.
Письмо К.И. Иванова с просьбой выдать
ему удостоверение на право обследования церквей и изъятие музейных ценностей. 1962 г.

На местах, в свою очередь, были изданы свои директивные документы.

Приказ Управления культуры областного Совета депутатов трудящихся с требованием «принять меры по усилению контроля за сохранностью памятников древнерусской культуры». 1964 г.

Из отчета Переславль-Залесского историко-художественного музея за 1963 г.:

«Музей, его фонды и церкви города осмотрели представители Центральной государственной художественно-реставрационной мастерской имени И.Э. Грабаря во главе с заслуженным деятелем искусств Н.Н. Померанцевым. Ими составлены акты и частично изъяты в музей из Покровской и Сретенской церквей города иконы, убрусы и пр.».

Акт о выявлении и передаче икон из Сретенской (Александро-Невской) церкви. 1963 г.
Иван Горшешников.
Богоматерь Утоли Моя печали. 1767 г.
Поступила из Сретенской церкви г. Переславля-Залесского в 1963 г.
Богоматерь Тихвинская. XIX в.
Поступила из Сретенской церкви
г. Переславля-Залесского в 1963 г.

В апреле 1964 года К.И. Иванов отчитывался Управлению культуры Ярославской области:

«Сообщаем вам, что в 1963 году нашим музеем совместно с работниками музея Андрея Рублева были обследованы все церкви района и города. Наиболее ценные экспонаты (иконы, резьба, ткани) были вывезены в музей и внесены в основной инвентарь. В действующих церквах музейное имущество взято под охрану».

Ответ К.И. Иванова в Управление культуры областного Совета депутатов трудящихся. 1964 г.

Иконы, поступившие в этот период из деревенских церквей, дополнили собрание памятниками XVIII века. Из церкви Преображения в селе Усолье поступили иконы из местного ряда иконостаса письма Михаила Бахлычева, Алексея Казаринова и других иконописцев Троице-Даниловского монастыря. Из церкви Воздвижения в селе Романово Переславского района в музей поступили несколько икон местных иконописцев, среди которых северная дверь иконостаса с изображением архидиакона Стефана.

Михаил Бахлычев. Благовещение. 1741 г. Поступила из церкви Преображения с. Усолье
в 1963 г.
Михаил Бахлычев. Преподобные Сергий Радонежский и Даниил Переславский. 1715 г.
Поступила из церкви Преображения с. Усолье
в 1963 г.
Алексей Казаринов. Преображение. 1731 г. Поступила из церкви Преображения с. Усолье
в 1963 г.
Архидиакон Стефан. XVIII в.
Поступила из церкви Воздвижения Креста Господня с. Романово в 1963 г.

Из «Книги отзывов»:

«Июль 1962 г. Музей производит очень хорошее впечатление<...>. Здесь можно познакомиться с исключительно интересными образцами местной иконописи. Очень хотелось бы, чтобы этот отдел пополнялся и расширялся за счет расчистки и реставрации памятников».

В 1960-е годы в музее проводились работы по укреплению и реставрации произведений темперной живописи.

Из отчета Переславль-Залесского историко-художественного музея за 1963 г.:

«С 10 июля по 10 августа в музее работали Петренко Е.И. и Русина Л.П. – реставраторы ЦГХРМ имени И.Э. Грабаря. <...> 29 икон, самых разрушенных и представляющих художественный интерес, прошли следующую реставрацию: укрепление левкаса и красочного слоя, а также заливку трещин с оборотных сторон…»

В настоящее время собрание икон насчитывает более 500 единиц хранения и охватывает период с XIV до начала XX века.

  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".