«Оставить за музеем» |
|
В 1923 году в Переславском музее открылся Отдел церковных древностей. |
|
Разрешение открыть отдел церковных древностей от 3 июня 1924 г. |
Удостоверение на разрешение открыть Отдел церковных ценностей 25 октября 1923 г. |
Первый директор музея М.И. Смирнов так писал об этом в своих воспоминаниях |
|
|
|
М.И. Смирнов. 1930 г. | Мандат Смирнову М.И. о ликвидации церквей и монастырей, об участии в уездной комиссии 1923 г. |
|
|
Перевозка шкафов и витрин | В.Е. Елховский. 1930-е гг. |
Всехсвятская церковь бывш. Горицкого монастыря, в которой разместился Отдел церковных древностей музея |
|
|
|
Церковный отдел музея. 1926 г. | Потир из Спасо-Преображенского собора г. Переславля-Залесского. Передан в Оружейную палату Московского Кремля в 1930 г. |
Кадилы из Федоровского монастыря. 1920-е гг. | Оплечья из Федоровского монастыря. 1920-е гг. |
|
|
Фрагмент экспозиции. 1926 г. | Фрагмент экспозиции. 1926 г. |
В экспозиции отдела, организованного М.И. Смирновым, соблюдался принцип еще дореволюционных церковно-археологических кабинетов и музеев древностей. Здесь спокойно соседствовали предметы различного назначения (церковные и светские), вперемешку были выставлены иконы, книги, рукописи, памятники ювелирного искусства, резьбы по дереву и камню. Подобные отделы существовали и в других музеях, относившихся, как и Переславский, к разряду историко-художественных. В 1927 году отдел церковных древностей вошел в состав историко-художественного отдела. В воспоминаниях М.И. Смирнова читаем: |
|
|
|
К сожалению, судьба этой экспозиции была недолгой. В конце 1920-х годов Церковному отделу музея была отведена другая роль: дать надлежащий отпор «бешеной атаке религиозных «пастырей» путем развития серьезной, научно-обоснованной антирелигиозной пропаганды». Одна за другой в адрес музея посылались директивы, в которых отмечалось, что «церковные отделы Музеев в организации этого отпора обязаны сыграть первостепенную роль, как обладатели наглядного, а, следовательно, наиболее понятного населению материала, свидетельствующего о подлогах религии и ее контрреволюционной сущности». Так Владимирский Губмузей 27 апреля 1928 г. рекомендовал «выделить совместно с союзом безбожников из церковного отдела музея антирелигиозный подотдел». |
|
Владимирский Губмузей от 27 апреля 1928 г. | |
Через год в Резолюции Областного Совещания Музейных работников Ивановской промышленной области было объявлено, что «музейные работники Иваново-Вознесенской области вместе с Союзом безбожников примут все меры к развертыванию широкой антирелигиозной работы и тем самым будут содействовать культурной революции». |
|
Резолюция Областного Совещания Музейных работников Ивановской промышленной области. Март 1929 г. | |
Примерно в это же время в «Книге отзывов» музея появляются вот такие записи: |
|
|
|
К сожалению, в 1929 году М.И. Смирнов вынужден был покинуть Переславский музей, в дальнейшем он разделил судьбу многих видных ученых-краеведов, был арестован и сослан в Туруханский край. Преемником Михаила Ивановича стал рабочий-выдвиженец Константин Иванович Иванов. Новому руководству, чтобы спасти музей и его собрание, пришлось приспосабливаться к задачам, которые ставило перед ним государство. В 1930 году из экспонатов Церковного отдела был организован Антирелигиозный отдел. Подробнее: «Борьба с религией – борьба за социализм!» |
|
К.И. Иванов. 1930 г. | Антирелигиозный отдел. 1930-е гг. |
На протяжении нескольких лет многочисленные экспонаты из собрания музея иллюстрировали для посетителей «церковную театральность» и обличали эксплуататорскую сущность церкви. В 1935 году Антирелигиозный отдел был ликвидирован, но предметы церковного культа продолжали в большом количестве находиться в музейных экспозициях, вопреки Решениям I музейного съезда «покончить с «вещевым фетишизмом и отказаться от музеев-кунсткамер». В июне 1938 года в результате обследования «научной и экспозиционной, и исторической работы Переславского районного Музея» было установлено «наличие в экспозиции множества совершенно ненужных и ничего не дающих посетителю экспонатов, не относящихся к теме. Большое количество предметов религиозного культа (иконы, ризы и прочее) совершенно не относящиеся и не раскрывающие тему, забивающие всю экспозицию и неправильно ориентирующие зрителей». Директору музея К.И. Иванову было приказано «в пятидневный срок убрать с экспозиции экспонаты религиозного культа, не относящиеся к темам истории». С этого времени почти все предметы были убраны в запасники и лишь единицы были представлены в отделе «История формаций», а позже – историческом отделе музея. | |
Комплекс «Переславль-Залесский – город купцов, попов и монахов» (рисунок и список предметов) | |
В 1958 году «в честь XXI съезда КПСС» под руководством научных сотрудников Русского музея Н.Н. Померанцева и И.Я. Богуславской была построена новая экспозиция художественного отдела. Как писала И.Я. Богуславская, в экспозиции были представлены «произведения древнерусского прикладного искусства: серебряная и золоченая утварь XVII века, драгоценные бархатные и шелковые ткани XVII—XVIII веков, произведения древнерусского золотого шитья этого же времени». | |
В 1960-е годы К.И. Ивановым в музее были организованы тематические временные выставки, на которых демонстрировались предметы церковного культа. | |
«Русская парча XVIII – XX вв.» Афиша и фрагмент выставки. 1967 г. | |
Только в 1989 году Переславский музей снова смог построить экспозицию древнерусского декоративно-прикладного искусства. Она была названа «Выставкой исторических драгоценностей» и посвящалась 70-летнему юбилею музея. Спустя пять лет расширенная экспозиция была размещена в помещении Всехсвятской церкви, где находится и сегодня. Именно здесь в 1920-е годы размещался самый первый в музейной истории отдел церковных древностей. |
В экспозиции "КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы |