111

 

 

«Оставить за музеем»
История отдела церковных древностей

 

В 1923 году в Переславском музее открылся Отдел церковных древностей.

Разрешение открыть отдел церковных древностей
от 3 июня 1924 г.
Удостоверение на разрешение открыть
Отдел церковных ценностей 25 октября 1923 г.

Первый директор музея М.И. Смирнов так писал об этом в своих воспоминаниях
«На службе родному краю»:

«Постановление о ликвидации монастырей было вынесено попами живой церкви* на съезде во Владимире. (*«Живая Церковь» — обновленческая организация, возникшая в мае 1922 года при активной поддержке Государственного политического управления при НКВД РСФСР.) Из Переславля там было двое — Чижов Алексей и Виноградов Иван. Их руками и производилась ликвидация. При отделе управления организована была особая комиссия, в которую попал и я».

М.И. Смирнов. 1930 г. Мандат Смирнову М.И. о ликвидации церквей и монастырей, об участии в уездной комиссии 1923 г.

Ликвидация монастырей имела следующие последствия. Во-первых, оставшиеся в ризницах ценности надо было перевезти в Горицкий, что мы с  Елховским В.Е. и сторожем Жировым определяли, помещая все в ризнице Горицкого собора. <...>Это дало мне возможность летом 1923 г. устроить в музее новый отдел — церковных древностей. Так как вместе с Даниловским имуществом музею была передана лошадь, то я начал свозить из закрытых монастырей шкафы, киоты и прочее, которые обратил потом в витрины. Самые же отделы расположил в бывшей домовой церкви училища.* (*Сегодня экспозиция Декоративно-прикладного искусства XVI–XIX вв. расположена в том же зале, где прежде размещался Отдел церковных древностей).

Перевозка шкафов и витрин В.Е. Елховский. 1930-е гг.
Всехсвятская церковь бывш. Горицкого монастыря,
в которой разместился Отдел церковных древностей музея

Но чтобы придать ей музейный вид, нужно было снять верхнюю часть иконостаса, клиросы и так далее. Все это проделал я со сторожем. Правда, несколько помог мне гостивший в музее художник Евгений Осипович Машкевич. Но вся работа, черная и научно-художественная, была исполнена главным образом мной. В.Е. Елховского я посадил за другие музейные дела, а сам больше 3-х месяцев работал, не покладая рук.

В бывшем алтаре устроил серебряный зал, где сосредоточил ценности, начиная с XII в. В центре зала имеется потир XII в., в особых витринах выставлены: потиры XVII в., чаши водосвятные, кадила, лампады, евангелия, дароносицы и прочее. Собралась целая витрина столового серебра: чарок, кубков, стаканчиков и прочего. В двух витринах развесил ризы и другое одеяние XVII—XIX вв. В бывшем самом храме по затянутому красным сукном иконостасу развесил иконы XVI—XVII в., в центре корсунский крест, на стенки иконы и шитье.

Церковный отдел музея. 1926 г. Потир из Спасо-Преображенского собора
г. Переславля-Залесского. Передан в Оружейную палату Московского Кремля в 1930 г.
Кадилы из Федоровского монастыря. 1920-е гг. Оплечья из Федоровского монастыря. 1920-е гг.

Три витрины занял историей письменности с XVI по XIX в., начиная евангелием 1521 г. и оканчивая дворянским альбомом «Приношение Лизе на 1812 г.». Среди выставленных документов подлинный указ Петра I от 7 февраля 1722 г. воеводам переславским. В третьем отделе главным образом иконы XVIII в., но там же шитье XVII ст., набойки XVII—XIX вв., резьба по дереву и камню. Таким образом, в музее всего стало 15 открытых для обозрения залов».

Фрагмент экспозиции. 1926 г. Фрагмент экспозиции. 1926 г.

В экспозиции отдела, организованного М.И. Смирновым, соблюдался принцип еще дореволюционных церковно-археологических кабинетов и музеев древностей. Здесь спокойно соседствовали предметы различного назначения (церковные и светские), вперемешку были выставлены иконы, книги, рукописи, памятники ювелирного искусства, резьбы по дереву и камню. Подобные отделы существовали и  в других музеях, относившихся, как и Переславский, к разряду историко-художественных.

В 1927 году отдел церковных древностей вошел в состав историко-художественного отдела. В воспоминаниях М.И. Смирнова читаем:

«Тем временем мною велась усиленная работа по переустройству экспозиций историко-художественного отдела и частично социально-экономического. Первый сгруппирован в старом здании XVII века <...> при входе карта исторических границ Переславского края. Из коридора налево небольшая комната с археологическими экспонатами <...> Направо – Петровский отдел. <...> Далее по коридору направо и налево две дворянские бытовые комнаты <...> Следующий отдел – архитектурная выставка. <...> Непосредственно вслед за ним церковный отдел с его многочисленными коллекциями шитья, тканей, металлической утвари, деревянной скульптуры, финифти, эмали, гравюр, рукописей. Наконец картинная галерея <...>
В общем, этот отдел составил одно целое, систематически связанное между собой».

К сожалению, судьба этой экспозиции была недолгой. В конце 1920-х годов Церковному отделу музея была отведена другая роль: дать надлежащий отпор «бешеной атаке религиозных «пастырей» путем развития серьезной, научно-обоснованной антирелигиозной пропаганды». Одна за другой в адрес музея посылались директивы, в которых отмечалось, что «церковные отделы Музеев в организации этого отпора обязаны сыграть первостепенную роль, как обладатели наглядного, а, следовательно, наиболее понятного населению материала, свидетельствующего о подлогах религии и ее контрреволюционной сущности». Так Владимирский Губмузей 27 апреля 1928 г. рекомендовал «выделить совместно с союзом безбожников из церковного отдела музея антирелигиозный подотдел».

Владимирский Губмузей от 27 апреля 1928 г.

Через год в Резолюции Областного Совещания Музейных работников Ивановской промышленной области было объявлено, что «музейные работники Иваново-Вознесенской области вместе с Союзом безбожников примут все меры к  развертыванию широкой антирелигиозной работы и тем самым будут содействовать культурной революции».

Резолюция Областного Совещания Музейных работников Ивановской промышленной области. Март 1929 г.

Примерно в это же время в «Книге отзывов» музея появляются вот такие записи:

«14 августа 1929 г. Считаю не вполне законченным церковный отдел. По расположению и показу, мало оттеняется в этом отделе антирелигиозная пропаганда… Спецкор комсомольской газеты «Ленинец» П. Иванов».

«24 февраля 1930 г. Осмотр музея показал, что люди, руководившие оборудованием и установкой его, далеко не марксисты. Они строили показ старины без установки на выявление феодально-помещичьего режима и его эксплуататорской роли. Устроители далеки были от антирелигиозного показа. Показывают искусство, а не контрреволюционный характер этого искусства, не его служебную роль в феодально-помещичьей политике. Посетитель музея не видит эволюции, не видит контраста, а просто как любитель знакомится. <...> Нужна реконструкция музея. Основная цель музея <...> стать агитатором за строительство социализма.
Зам. пред. Обл. Совета СВБ Ивановской Промышленной области А. Головнин».

К сожалению, в 1929 году М.И. Смирнов вынужден был покинуть Переславский музей, в дальнейшем он разделил судьбу многих видных ученых-краеведов, был арестован и сослан в Туруханский край. Преемником Михаила Ивановича стал рабочий-выдвиженец Константин Иванович Иванов. Новому руководству, чтобы спасти музей и его собрание, пришлось приспосабливаться к задачам, которые ставило перед ним государство. В 1930 году из экспонатов Церковного отдела был организован Антирелигиозный отдел.

Подробнее: «Борьба с религией – борьба за социализм!»
История Антирелигиозного отдела.

К.И. Иванов. 1930 г. Антирелигиозный отдел. 1930-е гг.

На протяжении нескольких лет многочисленные экспонаты из собрания музея иллюстрировали для посетителей «церковную театральность» и обличали эксплуататорскую сущность церкви.

В 1935 году Антирелигиозный отдел был ликвидирован, но предметы церковного культа продолжали в большом количестве находиться в музейных экспозициях, вопреки Решениям I музейного съезда «покончить с «вещевым фетишизмом и отказаться от музеев-кунсткамер».

В июне 1938 года в результате обследования «научной и экспозиционной, и исторической работы Переславского районного Музея» было установлено «наличие в экспозиции множества совершенно ненужных и ничего не дающих посетителю экспонатов, не относящихся к теме. Большое количество предметов религиозного культа (иконы, ризы и прочее) совершенно не относящиеся и не раскрывающие тему, забивающие всю экспозицию и неправильно ориентирующие зрителей». Директору музея К.И. Иванову было приказано «в пятидневный срок убрать с экспозиции экспонаты религиозного культа, не относящиеся к темам истории». С этого времени почти все предметы были убраны в запасники и лишь единицы были представлены в отделе «История формаций», а позже – историческом отделе музея.

Комплекс «Переславль-Залесский – город купцов, попов и монахов» (рисунок и список предметов)

В 1958 году «в честь XXI съезда КПСС» под руководством научных сотрудников Русского музея Н.Н. Померанцева и И.Я. Богуславской была построена новая экспозиция художественного отдела. Как писала И.Я. Богуславская, в экспозиции были представлены «произведения древнерусского прикладного искусства: серебряная и золоченая утварь XVII века, драгоценные бархатные и шелковые ткани XVII—XVIII веков, произведения древнерусского золотого шитья этого же времени».

В 1960-е годы К.И. Ивановым в музее были организованы тематические временные выставки, на которых демонстрировались предметы церковного культа.

«Русская парча XVIII – XX вв.» Афиша и фрагмент выставки. 1967 г.

Только в 1989 году Переславский музей снова смог построить экспозицию древнерусского декоративно-прикладного искусства. Она была названа «Выставкой исторических драгоценностей» и посвящалась 70-летнему юбилею музея. Спустя пять лет расширенная экспозиция была размещена в помещении Всехсвятской церкви, где находится и сегодня. Именно здесь в 1920-е годы размещался самый первый в музейной истории отдел церковных древностей.

  logoprlogo

В экспозиции "КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".