111

 

 

«Борьба с религией – борьба
за социализм!»

История Антирелигиозного отдела

«Борьба с религией – борьба за социализм!»

В 1919 году в Программе РКП(б), принятой на VIII съезде партии, было заявлено, что «партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду». В этом же году была впервые напечатана статья наркома просвещения А.В. Луначарского «Об антирелигиозной пропаганде». В ней не только подчеркивалась ее необходимость. Здесь была представлена научно-методическая разработка основных принципов и методов атеистической пропаганды.

В 1920-е годы музеи, как активные участники социалистического строительства, не могли оставаться в стороне, и вынуждены были активно участвовать во всевозможных антирелигиозных и антипасхальных кампаниях.

В 1923 году в Переславском музее был организован богатый по своему содержанию церковный отдел «с его многочисленными коллекциями шитья, тканей, металлической утвари, деревянной скульптуры, финифти, эмали, гравюр, рукописей».

Кадилы из Федоровского монастыря. 1920-е гг. Церковный отдел музея. 1926 г.

В конце 1920-х годов одна за другой следовали директивы, в которых отмечалось, что церковные отделы Музеев должны дать отпор «бешеной атаке религиозных «пастырей» «как обладатели наглядного, а, следовательно, наиболее понятного населению материала, свидетельствующего о подлогах религии и ее контрреволюционной сущности». Так Владимирский Губмузей 27 апреля 1928 г. рекомендовал:

«...выделить совместно с союзом безбожников из церковного отдела музея антирелигиозный подотдел. По мнению Губмузея этот п/отдел должен иметь следующие цели: 1. На местном, наиболее понятном материале, вскрыть все подлоги духовенства и религии, 2. Показать, что христианская религия не является какой-то особой, богооткровенной религией, 3. Доказать наивность религиозных мировоззрений <...> 4. Иллюстрировать, как произошла и развивалась религия в зависимости от общественных отношений и ее контрреволюционная сущность в настоящий момент…».

Владимирский Губмузей от 27 апреля 1928 г. М.И. Смирнов. 1920-е гг.

Первый директор музея Михаил Иванович Смирнов, вероятно, всячески хотел сохранить экспозицию церковных древностей неприкосновенной, поэтому, несмотря на указания Наркомпроса, Губмузея и прочих инстанций, изыскивал другие формы антирелигиозной работы. Об этом свидетельствует отчет музея за 1929 год* (*Последний отчет, подписанный М.И. Смирновым).

«… музееем активно велась антирелигиозная пропаганда, обычно при объяснении экспонатов посетителям музея особо подчеркивались во всех отделах выводы науки, опровергающие библию, например: в отделе геологии, в с/хоз., археологическом и т.д. Наряду с этим выработаны были совместно с советом безбожников темы антирелигиозного характера: о происхождении мира и человека, о происхождении религии и связь ее с производством.

В антипасхальную кампанию проведены были в разных местах беседы на темы: «Новый быт и старые праздничные традиции», «Пасхальная мифология» и др.

С передачей музею «мощей» м. Даниила от общины верующих здесь устроен специальный уголок на тему «Церковный обман». В связи с этим закончена монография о Даниловом монастыре. В аудитории музея устраивалась сначала антиалкогольная, затем антирелигиозная выставка картин и плакатов из альбома Харьковского издательства «Наука и религия».

В 1929 году в «Книге отзывов» музея появляются вот такие записи:

«14 августа 1929 г. Считаю не вполне законченным церковный отдел. По расположению и показу, мало оттеняется в этом отделе антирелигиозная пропаганда… »
Спецкор комсомольской газеты «Ленинец» П. Иванов

К сожалению, в конце 1929 года М.И. Смирнов вынужден был покинуть Переславский музей, в дальнейшем он разделил судьбу многих видных ученых-краеведов, был арестован и сослан в Туруханский край. Преемником Михаила Ивановича стал рабочий-выдвиженец Константин Иванович Иванов. Новому руководству, чтобы спасти музей и его собрание, пришлось приспосабливаться к задачам, которые ставило перед ним государство. В 1930 году из экспонатов Церковного отдела был организован Антирелигиозный отдел.

К.И. Иванов. 1930 г. Отбор предметов для антирелигиозного отдела. 1930 г.

Из «Книги отзывов»:

«4 апреля 1931 г.
При осматривании всех отделов нам особенно понравился антирелигиозный отдел, который дает хорошую характерность религиозного дурмана…
Учащиеся школы ФЗУ при заводе № 5».

На протяжении нескольких лет своего существования отдел неоднократно перестраивался.

Антирелигиозный отдел. 1930-е гг.

Из дневника К.И. Иванова. 1932 г.:

«Продолжаем разбивку антирелигиозного отдела. С Гришей устраиваем раздел «Церковная театральность». Наша задача показать наглядно, как церковь – религия роскошью эмоционально действовала на психику человека. Надо резко показать, как человек (я, конечно, говорю о рабочем и крестьянине), увидя роскошь, музыку, пение, невольно преклонялся и падал на колена перед религией. К концу дня задачу легко удалось выполнить, т.к. экспонатов на сей счет много. Прежде всего, показали одежду попа – самую роскошную золоченую, царские врата – прекрасный в смысле роскоши экземпляр, ризы с мишурой, плащаницу, дарохранительницу в стиле рококо. В общем, работу можно вести по этому разделу серьезную и очень показательную».

Кроме подлинных предметов в экспозицию активно вводились многочисленные плакаты, диаграммы, схемы, изготовленные в музее.

Плакаты изготовленные сотрудниками музея для антирелигиозного отдела. 1930-е гг.

В июне 1933 года деятельность музея в Переславле была обследована инспектором-методистом Облмузея т. Дубыниным. Акт обследования содержит подробную характеристику антирелигиозного отдела:

«Антирелигиозный отдел – Происхождение земли и человека, зарождение религии, церковь и помещик-крепостник, церковная театральность, на что собирались церковные средства, церковный обман, церковная торговля, монастыри – опора самодержавия. Религия на службе милитаризма, церковь и население, религия и революционное движение, антирелигиозное движение. В отделе отсутствует соответствующий этикетаж, не выявлено сектантство, контрреволюционная деятельность церковников в деле соцстроительства, недостаточно выявлены корни христианской религии, религия на службе господствующих классов и т.д.»

Страница Акта обследования музея

В 1935 году антирелигиозный отдел был ликвидирован, вероятно, это было связано с тем, что он не вписывался в общую схему построения краеведческих музеев* (*с 1931 года Переславль-Залесский историко-художественный музей стал иметь статус районного краеведного, а с 1935 года – краеведческого музея).

Циркуляр Музейного Отдела Наркомпроса РСФСР от 8 февраля 1934 г. № 70.01.06

Из Циркуляра Музейного Отдела Наркомпроса РСФСР от 8 февраля 1934 г. № 70.01.06:

«Всем Краеведческим Музеям.

Реорганизация экспозиции краеведческих музеев на основе решений первого Музейного съезда до настоящего времени не проведена в полном объеме даже областными музеями, районные музеи в большинстве сохранили кунсткамерную экспозицию, решительно осужденную съездом, крайне слабо отражая соцстроительство.

Музейный Отдел Наркомпросса, в связи с постановлением Президиума ВЦИК от I/I – 34 г. о музейном строительстве в РСФСР, предлагает в 1934 г. в основном закончить реэкспозицию всех краеведческих музеев и имеющее место отставание ликвидировать».

  logoprlogo

В экспозиции "КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".