«Борьба с религией – борьба История Антирелигиозного отдела |
|
«Борьба с религией – борьба за социализм!» | |
В 1919 году в Программе РКП(б), принятой на VIII съезде партии, было заявлено, что «партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду». В этом же году была впервые напечатана статья наркома просвещения А.В. Луначарского «Об антирелигиозной пропаганде». В ней не только подчеркивалась ее необходимость. Здесь была представлена научно-методическая разработка основных принципов и методов атеистической пропаганды. В 1920-е годы музеи, как активные участники социалистического строительства, не могли оставаться в стороне, и вынуждены были активно участвовать во всевозможных антирелигиозных и антипасхальных кампаниях. В 1923 году в Переславском музее был организован богатый по своему содержанию церковный отдел «с его многочисленными коллекциями шитья, тканей, металлической утвари, деревянной скульптуры, финифти, эмали, гравюр, рукописей». |
Кадилы из Федоровского монастыря. 1920-е гг. | Церковный отдел музея. 1926 г. |
В конце 1920-х годов одна за другой следовали директивы, в которых отмечалось, что церковные отделы Музеев должны дать отпор «бешеной атаке религиозных «пастырей» «как обладатели наглядного, а, следовательно, наиболее понятного населению материала, свидетельствующего о подлогах религии и ее контрреволюционной сущности». Так Владимирский Губмузей 27 апреля 1928 г. рекомендовал: |
|
| |
Владимирский Губмузей от 27 апреля 1928 г. | М.И. Смирнов. 1920-е гг. |
Первый директор музея Михаил Иванович Смирнов, вероятно, всячески хотел сохранить экспозицию церковных древностей неприкосновенной, поэтому, несмотря на указания Наркомпроса, Губмузея и прочих инстанций, изыскивал другие формы антирелигиозной работы. Об этом свидетельствует отчет музея за 1929 год* (*Последний отчет, подписанный М.И. Смирновым). |
|
| |
В 1929 году в «Книге отзывов» музея появляются вот такие записи: |
|
| |
К сожалению, в конце 1929 года М.И. Смирнов вынужден был покинуть Переславский музей, в дальнейшем он разделил судьбу многих видных ученых-краеведов, был арестован и сослан в Туруханский край. Преемником Михаила Ивановича стал рабочий-выдвиженец Константин Иванович Иванов. Новому руководству, чтобы спасти музей и его собрание, пришлось приспосабливаться к задачам, которые ставило перед ним государство. В 1930 году из экспонатов Церковного отдела был организован Антирелигиозный отдел. |
|
К.И. Иванов. 1930 г. | Отбор предметов для антирелигиозного отдела. 1930 г. |
Из «Книги отзывов»: |
|
| |
На протяжении нескольких лет своего существования отдел неоднократно перестраивался. |
|
Антирелигиозный отдел. 1930-е гг. | |
Из дневника К.И. Иванова. 1932 г.: |
|
| |
Кроме подлинных предметов в экспозицию активно вводились многочисленные плакаты, диаграммы, схемы, изготовленные в музее. |
|
Плакаты изготовленные сотрудниками музея для антирелигиозного отдела. 1930-е гг. | |
В июне 1933 года деятельность музея в Переславле была обследована инспектором-методистом Облмузея т. Дубыниным. Акт обследования содержит подробную характеристику антирелигиозного отдела: |
|
| |
Страница Акта обследования музея | |
В 1935 году антирелигиозный отдел был ликвидирован, вероятно, это было связано с тем, что он не вписывался в общую схему построения краеведческих музеев* (*с 1931 года Переславль-Залесский историко-художественный музей стал иметь статус районного краеведного, а с 1935 года – краеведческого музея). | |
Циркуляр Музейного Отдела Наркомпроса РСФСР от 8 февраля 1934 г. № 70.01.06 | |
Из Циркуляра Музейного Отдела Наркомпроса РСФСР от 8 февраля 1934 г. № 70.01.06: | |
|
В экспозиции "КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы |