Почти детективное расследование История раки 1807 года из Князь-Андреевской церкви г. Переславля-Залесского. |
|
Работа над экспозицией «Красной нитью: две судьбы в канве истории» принесла музейным сотрудникам много неожиданных открытий. Предлагаем вашему вниманию почти детективную историю, которую удалось раскрыть во время работы с научным архивом музея. В одной из витрин нашей экспозиции представлены четыре медальона от раки князя Андрея Смоленского, которые поступили в музей из общины верующих в 1929 году* (*рака - ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба). |
|
Надпись на клеймах свидетельствует о том, что «Сооружена сия рака в царствующем городе Москве от усердия господ купцов рода Куманиных, Рака находилась в Князь-Андреевской церкви Переславля-Залесского* (*в 1932 году церковь была разобрана с разрешения Сектора науки Наркомпроса). |
|
Церковь Князя Андрея в Переславле-Залесском. Конец XIX– нач. XX в. | |
Иконостас и сень над ракой Князя Андрея Смоленского. Князь-Андреевская церковь г. Переславля-Залесского. 1920-е гг. | |
Долгое время считалось, что во время кампании 1922 года по изъятию ценностей в помощь голодающим Поволжья, рака была «безоговорочно включена комиссией в списки на переплавку», а медальоны с чернёвыми изображениями сцен из жизни святого Андрея Смоленского удалось снять и сохранить в фондах музея* (*см. статьи «Выставка исторических драгоценностей», Л. Б. Сукина. Коммунар, 1989 «Судьба церковных ценностей», Л.Б. Сукина. Коммунар,1994). Казалось бы, судьба этого памятника не могла вызвать вопросов, если бы не одно «но»: работа комиссий по изъятию ценностей завершилась в Переславле в 1922 году, о чем свидетельствует отчет М.И. Смирнова в Губмузей за май – сентябрь 1922 года: «Главной ответственной работой за отчетное время была двукратная экспертиза церковных ценностей, изъятых на борьбу с голодом». Известно, что медальоны поступили в музей только в 1929 году из общины верующих. Это означает, что на протяжении без малого семи лет эти медальоны по какой-то причине продолжали оставаться в Князь-Андреевской церкви. Так перед нами встал первый вопрос: зачем община верующих оставила себе предметы, не имеющие прямого отношения к богослужебному культу? В научном архиве музея хранятся Акты из церкви Князя Андрея, составленные комиссией по изъятию церковных ценностей. В них рукой М.И. Смирнова написано: «Рака без существенного нарушения интересов культа и ансамбля храма изъята быть не может». |
Акт №29 от 27 апреля 1922 г. Церковь Князя Андрея |
Это может означать только одно: в 1922 году музейным сотрудникам удалось не только отстоять раку, признав ее «памятником старины музейного характера», но и оставить в храме в пользовании общины верующих на основании «Инструкции по учету, хранению и передаче религиозного имущества, имеющего историческое, художественное или археологическое значение» 1920 года. Согласно этой инструкции «все церковное имущество, принимаемое Отделом в свое заведывание, может быть передаваемо группам верующих в пользование, если это не нанесет ущерба означенному имуществу. <...> При передаче имущества в пользование группе верующих, последняя принимает на себя ответственность и обязуется пользоваться им исключительно соответственно его назначению». Дальнейший анализ архивных документов позволил нам проследить судьбу раки из Князь-Андреевской церкви. Известно, что до 1927 года рака по-прежнему находилась в пользовании общины верующих. В начале 1927 года М.И. Смирновым было получено сообщение от служителя культа Переславской Князь-Андреевской церкви Николая Коршунова о краже нескольких предметов, в том числе и серебряной ризы с крышки раки весом около 20 фунтов. |
|
Сообщение Смирнову от служителя культа Переславской Князь Андреевской церкви Николая Коршунова о краже из Князь-Андреевской церкви 14 февраля 1927 г. | |
Из донесения М.И. Смирнова в Музейный отдел Главнауки НКП, Владимирскому областному музею от 16.03.1927 г.: |
|
| |
В ответ на это Музейный отдел Главнауки распорядился изъять все художественные ценности из церкви Князя Андрея и принять их на хранение в музей, что и было сделано в феврале 1929 года. Вероятно, тогда же с корпуса раки М.И. Смирновым были демонтированы сохранившиеся до наших дней медальоны. |
|
Наркомпрос Главнаука от 31.03.1927 г. Об изъятии художественных ценностей из церкви Князя Андрея Смоленского в связи с кражей ценностей, а общину верующих привлечь к ответственности. | Акт о передаче раки в музей 28 февраля 1929 года. |
Попытки отыскать предметы, похищенные из церкви Князя Андрея, ни к чему не привели. |
|
Из Главнауки Наркомпроса в Центральное управление Уголовного розыска о розыске похищенного от 24.03.1927 г. | Из Уголовного розыска в Переславский Умузей от 7 мая 1927 г. |
Итак, мы выяснили, что по распоряжению Музейного отдела Главнауки рака с утратами, без верхней крышки, поступила в музей. Окончательная точка в истории памятника была поставлена в 1930 году. На основании Постановления Совета Народных Комиссаров «О выделении и реализации госфондового имущества» 1924 года и секретных писем Владимирского Губфинотдела 1929 года рака из Князь-Андреевской церкви попала в число предметов, признанных имуществом немузейного значения и реализованных через особую часть по госфондам Владимирской области. В Отчете Переславского музея зав. Александровским РАЙФО от 7 февраля 1931 г. читаем: |
|
| |
В отчете нет перечня сданных предметов, однако в музее сохранился список вещей, выбывших именно по акту от 11 июля 1930 года. Серебряная рака 1807 года внесена в этот список. |
|
Книга записи выбывших вещей. | |
Подробнее о реализации предметов немузейного значения в 1920–1930-е годы: «Секретно. Всем Уфинотделам». |
|
Рака Князя Андрея Смоленского и сень над ней. Князь-Андреевская церковь г. Переславля-Залесского. 1920-е гг. | Антирелигиозный отдел. 1930-е гг. В центре фотографии – смонтированная сень от раки Князя Андрея. |
Как свидетельствует фотография, раку Князя Андрея Смоленского украшала великолепная деревянная резная сень, которая частично сохранилась в собрании музея. В 1930-е годы музейные сотрудники показывали ее в экспозиции антирелигиозного отдела как одно из доказательств «церковной театральности». |
|
Подробнее об антирелигиозном отделе: «Борьба с религией – борьба за социализм!» |
В экспозиции "КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы |