111

 

 

«Редко где не было старины»

Формирование коллекции деревянной скульптуры и резьбы. 1919-1969 годы

Коллекция деревянной скульптуры и декоративной резьбы в собрании Переславского музея начала формироваться первым директором Михаилом Ивановичем Смирновым. В основном, это предметы, украшавшие храмы Переславля и Переславского уезда.

 

М.И. Смирнов. 1920-е гг.

Одной из первых в музей поступила резная скульптура, не имеющая отношения к церковному убранству. В 1919 году во время одной из экспедиций М.И. Смирновым была сделана интересная находка – резная фигура, очень похожая на деревенского мужика. Позже ее так и назвали – «Мужичок».

Считается, что скульптура поступила из имения Бектышево, которое принадлежало Е.Н. Волкову. Кроме Бектышево Волкову принадлежало еще имение в Талино. В фондах музея сохранилась фотография Талинского кабинета, где в числе прочих предметов мы можем увидеть нашего «Мужичка».

«Мужичок». XVII в. Кабинет в усадьбе Талино

Возможно, эта скульптура украшала ворота одной из барских усадеб. Еще в XVI–XVII веках иностранные путешественники писали о том, что видели на воротах богатых домов забавных резных истуканов. Истоки таких изображений уходят своими корнями в языческие времена – к тем самым «бабам» и идолам, которые когда-то стояли у дорог. Именно поэтому в 1930-е годы «Мужичок» экспонировался в антирелигиозном отделе музея.

Антирелигиозный отдел. 1930-е гг. «Деревянный идол» из антирелигиозного отдела. 1930-е гг.

В 1920-е годы одним из главных источников пополнения музейной коллекции резного дерева стали сельские храмы. Именно в это время их стали закрывать, а помещения использовать под хозяйственные нужды. Вооружившись мандатом, выданным ему Всероссийской Коллегией по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса, М.И. Смирнов обследовал большинство церквей и часовен в уезде. Обнаруженные им памятники: иконы, скульптура, церковная утварь - свозились для хранения в музей.

 

Мандат, выданный М.И. Смирнову Всероссийской Коллегией по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса на право перевозки ценностей из имений, церквей и монастырей. 1919 г.

Из воспоминаний М.И. Смирнова:

«…я в течение остатка зимы провел целый ряд поездок по селам нашего уезда для осмотра памятников старины в церквах. <...> Там, где есть при церквах каменные ризницы и кладовки, непременно оказывались любопытные вещи: деревянная скульптура, иконы, ткани и тому подобное. Из таких сел особенно выделились Скоблево, Михалево, Будовское, Даратники. В некоторых деревенских часовнях тоже оказалась старина».

Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский). XVII в.
Происходит из Никольской церкви села Скоблево
Богоматерь из композиции «Распятие». Конец XVIII в.
Происходит из села Даратники
Апостол Иоанн Богослов из композиции «Распятие». Конец XVIII в.
Происходит из села Даратники

Из письма М.И. Смирнова в Нагорьевский волостной исполнительный комитет. 1927 г.:

«Музей просит оказать ему содействие в деле пополнения его коллекции скульптурными произведениями и с этой целью выслать резные фигуры из дерева, находящиеся в часовнях с. Даратники – 9 экз., с. Нагорья – 1 и с. Копнино – 1. При желании группы верующих вместо них могут быть выданы иконы <...>. При доставке следует сохранить полную осторожность, чтобы у икон не стерлись краски, а фигуры не были поломаны…»

Письмо М.И. Смирнова в Нагорьевский волостной исполнительный комитет. 1927 г.
Письмо из уездного исполнительного комитета о доставке деревянной скульптуры для хранения в музей. 1927 г.

Надо сказать, что из церкви Святителя Николая Чудотворца села Копнино еще в 1926 году поступило 9 резных скульптур. В 1928 году из часовни была доставлена скульптура «Христос в темнице».

Воин из композиции «Распятие». Начало XIX в.
Происходит из церкви святителя Николая Чудотворца села Копнино
Христос в темнице. Начало XIX в.
Происходит из часовни села Копнино
Христос в темнице. XVIII в.
Происходит из часовни при Преображенской церкви села Нагорье

В 1920-е годы деревянная скульптура была представлена в церковном отделе музея.

Фрагмент экспозиции музея. 1929 г.

Из «Книги отзывов». 1929 г.:

«…Особенно запечатлевается в памяти отдел скульптуры по дереву. Отрубленная голова Иоанна, по-моему, величайшей силы шедевр, который достоин всяческого внимания… Из церковной старины прекрасна сидячая фигура Христа…».

Усекновенная глава Иоанна Предтечи. XIX в.
Происходит из церкви апостола Иоанна Богослова села Смоленское

В 1930 году директором Переславского музея был назначен Константин Иванович Иванов, выдвиженец из рабочей среды, который продолжил комплектование коллекции деревянной скульптуры.

К.И. Иванов. 1930 г.

1930-е годы были очень трагичными для городских храмов. Многие из них были разрушены. И только благодаря немалым усилиям музейных работников из Ильинской, Троице-Сергиевской, Знаменской, Симеоновской, Князь-Андреевской и Введенской церквей, имевших величественные иконостасы, была частично вывезена резьба.

Из отчета Переславского музея за 1932 г.:

«В текущем году в городе с разрешения Сектора Науки Наркомпроса были разобраны следующие памятники архитектуры:
1. Ограда, колокольня и один собор Никольского монастыря,
2. Ильинская церковь,
3. Князе-Андреевская церковь,
4. Кузьма-Демьяновская церковь, Филиппа Апостола и разбираются церковь Иоанна Предтечи и Духовская.

Музеем приняты меры к изъятию всех предметов, имеющих историческое значение».

Иконостас Троице-Сергиевской церкви города Переславля-Залесского Царские врата. XVIII в.
Происходят из Троице-Сергиевской церкви города Переславля-Залесского
Иконостас церкви Симеона Столпника города Переславля-Залесского Царские врата. XVIII в.
Происходят из церкви Симеона Столпника города Переславля-Залесского
Иконостас Введенской церкви города Переславля-Залесского
Царские врата. XVII в.
Происходят из Введенской церкви города Переславля-Залесского
Фрагмент экспозиции музея. 1930-е гг.

Завершив в основном сбор деревянной скульптуры в Переславле, К.И. Иванов в 1940-1941 годах организовал несколько выездов в окрестные села. Музейное собрание пополнилось предметами из сел Гора-Новоселка, Веськово, Ягренево и Спасское.

Царские врата с навершием. XIX в.
Происходят из церкви Ильи Пророка села Гора-Новоселка
Распятие. XVII в.
Происходит из церкви Преображение села Спасское
Ангел. XIX в.
Происходит из Георгиевской церкви села Веськово
Ангел. XIX в.
Происходит из Георгиевской церкви села Веськово
Ангел. XIX в.
Происходит из церкви Рождества Богородицы села Ягренево
Ангел. XIX в.
Происходит из церкви Рождества Богородицы села Ягренево

В 1950-60-е годы возобновились экспедиции в Переславский район. Это было во многом связано с новым витком антирелигиозной борьбы на основании постановлений ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (1954 г.) и «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам “О недостатках научно-атеистической пропаганды”» (1958 г.). В связи с очередным повсеместным разрушением сохранившихся церквей возникла острая необходимость усилить контроль за памятниками искусства и старины, находящимися в храмах. Последовал приказ Министра культуры СССР «О мерах по сохранению произведений древнерусского искусства».

Из письма управления культуры облисполкома Ярославского областного Совета депутатов трудящихся директору Переславского музея К.И. Иванову от 13 июля 1959 г.:

«В соответствии с приказом Министра культуры СССР № 142 от 19 февраля 1958 г. «О мерах по сохранению произведений древнерусского искусства» Управление культуры разрешает Вам провести работы в пределах Переславского, Нагорьевского и Петровского районов по выявлению, учету и сбору произведений древнерусского искусства, находящихся в безнадзорных памятниках…».

Разрешение управления культуры ублисполкома Ярославского областного Совета депутатов трудящихся провести работы по сбору произведений древнерусского искусства. 1959 г.

В начале 1960-х годов Министерством культуры был издан ряд приказов, направленных на усиление мер по сохранению художественных памятников в недействующих и действующих церквах.

Из приказа Министра культуры РСФСР «О фактах хищения произведений древнерусского искусства, хранящихся в музеях и памятниках архитектуры». 1961 г.
Приказ Министра культуры СССР «О мерах по сохранению художественных ценностей, памятников литературы и произведений прикладного искусства в действующих и недействующих церквах, соборах и других культовых зданиях». 1962 г.
Письмо К.И. Иванова с просьбой выдать ему удостоверение на право обследования церквей и изъятие музейных ценностей. 1962 г.

На местах, в свою очередь, были изданы свои директивные документы.

Приказ управления культуры областного Совета депутатов трудящихся с требованием «принять меры по усилению контроля за сохранностью памятников древнерусской культуры». 1964 г.

Из отчета Переславского музея за 1964 г.:

«В отчетном году были предприняты следующие экспедиции и выезды: <...>в село Дмитровское для изъятия из церкви предметов, имеющих музейное значение (деревянная скульптура, ткани, резьба)…»

Экспедиция в село Дмитровское значительно обогатила коллекцию музея. В закрытой к тому времени церкви великомученика Дмитрия Солунского за иконостасом было обнаружено 17 резных фигур.

Тайная вечеря. Начало XIX в.
Происходит из церкви великомученика Дмитрия Солунского села Дмитровское
Христос в темнице. Нач. XIX в.
Происходит из церкви великомученика Дмитрия Солунского села Дмитровское
Богоматерь. Начало XIX в.
Происходит из церкви великомученика Дмитрия Солунского села Дмитровское
Апостол Иоанн Богослов. Начало XIX в.
Происходит из церкви великомученика Дмитрия Солунского села Дмитровское

Из отчета Переславского музея за 1965 г.:

«…выезжали в село Андрианово для осмотра церкви и предметов, имеющих музейное значение (деревянная скульптура, ткани, резьба), а также обследовалась деревянная часовня в д. Фонинское».

Подробнее об истории сохранения часовни из деревни Фонинское: «Новая «должность» часовни».

В 1966 году несколько предметов поступило из церкви села Троицкое.

Распятие. XIX в.
Происходит из церкви села Троицкое
Христос в темнице. XVIII в.
Происходит из церкви села Троицкое

Из отчета Переславского музея за 1967 г.:

«…были предприняты две историко-бытовые экспедиции, включавшие одновременно и проверку сельских часовен и церквей, и одна специальная поездка в село Большая Брембола. <...> Были обследованы церкви: в селах Рахманове 1802 г., Брынчаги 1830 г., Свободное (точнее – Никольское, что в Волнине) 1816 г., Загорье 1800 г., Даратники – конца XVIII в. К сожалению, внутреннее убранство указанных церквей давным-давно ликвидировано. Работниками музея выявлены у жителей и доставлены в музей следующие предметы: «Христос в темнице» – деревянная скульптура XVIII-XIX вв. в рост человека, село Свободное; Ангел – резная по дереву скульптура, начало XIX в., село Рахманово».

Ангел. XIX в.
Происходит из села Рахманово

В 1959 году «в честь XXI съезда КПСС» под руководством Н.Н. Померанцева и И.Я. Богуславской в музее была построена новая экспозиция художественного отдела. Кроме произведений живописи и графики, в экспозиции были представлены произведения иконописи и деревянная скульптура из собрания музея.

Художественный отдел. 1960-е гг.
«Дореволюционное прошлое края». Фрагмент экспозиции. 1962 г.

В 1964 году музей открыл новую выставку «Деревянная скульптура и резьба».

«Деревянная скульптура и резьба».
Фрагмент выставки. 1964 г.
Афиша выставки деревянной скульптуры и резьбы. 1964 г.

В 1960-е годы предметы из коллекции деревянной скульптуры и резьбы Переславского музея неоднократно экспонировались на выставках в Москве.

Из статьи К.И. Иванова «Выставка русской деревянной скульптуры» в газету «Северный край». 1964 г.:

«В Москве, в Выставочном зале Союза художников СССР, государственные центральные художественно-реставрационные мастерские и Государственный исторический музей открыли выставку русской деревянной скульптуры и народной декоративной резьбы. Это первая в истории русской культуры выставка безымянных шедевров русских мастеров. Из большой коллекции деревянной скульптуры и народной резьбы, хранящейся в Переславском музее, на московской выставке представлены голова льва — фрагмент украшения кораблей переславской флотилии Петра Первого, фигура «Мужичок» (семнадцатый век) и две ростовые фигуры женщин (восемнадцатый век)».

  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".