«Редко где не было старины» Формирование коллекции деревянной скульптуры и резьбы. 1919-1969 годы |
|
Коллекция деревянной скульптуры и декоративной резьбы в собрании Переславского музея начала формироваться первым директором Михаилом Ивановичем Смирновым. В основном, это предметы, украшавшие храмы Переславля и Переславского уезда. |
|
|
|
М.И. Смирнов. 1920-е гг. | |
Одной из первых в музей поступила резная скульптура, не имеющая отношения к церковному убранству. В 1919 году во время одной из экспедиций М.И. Смирновым была сделана интересная находка – резная фигура, очень похожая на деревенского мужика. Позже ее так и назвали – «Мужичок». Считается, что скульптура поступила из имения Бектышево, которое принадлежало Е.Н. Волкову. Кроме Бектышево Волкову принадлежало еще имение в Талино. В фондах музея сохранилась фотография Талинского кабинета, где в числе прочих предметов мы можем увидеть нашего «Мужичка». |
|
«Мужичок». XVII в. | Кабинет в усадьбе Талино |
Возможно, эта скульптура украшала ворота одной из барских усадеб. Еще в XVI–XVII веках иностранные путешественники писали о том, что видели на воротах богатых домов забавных резных истуканов. Истоки таких изображений уходят своими корнями в языческие времена – к тем самым «бабам» и идолам, которые когда-то стояли у дорог. Именно поэтому в 1930-е годы «Мужичок» экспонировался в антирелигиозном отделе музея. |
|
Антирелигиозный отдел. 1930-е гг. | «Деревянный идол» из антирелигиозного отдела. 1930-е гг. |
В 1920-е годы одним из главных источников пополнения музейной коллекции резного дерева стали сельские храмы. Именно в это время их стали закрывать, а помещения использовать под хозяйственные нужды. Вооружившись мандатом, выданным ему Всероссийской Коллегией по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса, М.И. Смирнов обследовал большинство церквей и часовен в уезде. Обнаруженные им памятники: иконы, скульптура, церковная утварь - свозились для хранения в музей. |
|
|
|
Мандат, выданный М.И. Смирнову Всероссийской Коллегией по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса на право перевозки ценностей из имений, церквей и монастырей. 1919 г. | |
Из воспоминаний М.И. Смирнова: |
|
|
Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский). XVII в. Происходит из Никольской церкви села Скоблево |
Богоматерь из композиции «Распятие». Конец XVIII в. Происходит из села Даратники |
Апостол Иоанн Богослов из композиции «Распятие». Конец XVIII в. Происходит из села Даратники |
Из письма М.И. Смирнова в Нагорьевский волостной исполнительный комитет. 1927 г.: |
|
|
|
Письмо М.И. Смирнова в Нагорьевский волостной исполнительный комитет. 1927 г. | |
Письмо из уездного исполнительного комитета о доставке деревянной скульптуры для хранения в музей. 1927 г. | |
Надо сказать, что из церкви Святителя Николая Чудотворца села Копнино еще в 1926 году поступило 9 резных скульптур. В 1928 году из часовни была доставлена скульптура «Христос в темнице». |
|
Воин из композиции «Распятие». Начало XIX в. Происходит из церкви святителя Николая Чудотворца села Копнино |
|
Христос в темнице. Начало XIX в. Происходит из часовни села Копнино |
Христос в темнице. XVIII в. Происходит из часовни при Преображенской церкви села Нагорье |
В 1920-е годы деревянная скульптура была представлена в церковном отделе музея. |
|
Фрагмент экспозиции музея. 1929 г. | |
Из «Книги отзывов». 1929 г.: |
|
|
|
Усекновенная глава Иоанна Предтечи. XIX в. Происходит из церкви апостола Иоанна Богослова села Смоленское |
|
В 1930 году директором Переславского музея был назначен Константин Иванович Иванов, выдвиженец из рабочей среды, который продолжил комплектование коллекции деревянной скульптуры. |
|
К.И. Иванов. 1930 г. | |
1930-е годы были очень трагичными для городских храмов. Многие из них были разрушены. И только благодаря немалым усилиям музейных работников из Ильинской, Троице-Сергиевской, Знаменской, Симеоновской, Князь-Андреевской и Введенской церквей, имевших величественные иконостасы, была частично вывезена резьба. |
|
Из отчета Переславского музея за 1932 г.: |
|
|
|
Иконостас Троице-Сергиевской церкви города Переславля-Залесского | Царские врата. XVIII в. Происходят из Троице-Сергиевской церкви города Переславля-Залесского |
Иконостас церкви Симеона Столпника города Переславля-Залесского | Царские врата. XVIII в. Происходят из церкви Симеона Столпника города Переславля-Залесского |
Иконостас Введенской церкви города Переславля-Залесского | |
Царские врата. XVII в. Происходят из Введенской церкви города Переславля-Залесского |
|
Фрагмент экспозиции музея. 1930-е гг. | |
Завершив в основном сбор деревянной скульптуры в Переславле, К.И. Иванов в 1940-1941 годах организовал несколько выездов в окрестные села. Музейное собрание пополнилось предметами из сел Гора-Новоселка, Веськово, Ягренево и Спасское. |
|
Царские врата с навершием. XIX в. Происходят из церкви Ильи Пророка села Гора-Новоселка |
Распятие. XVII в. Происходит из церкви Преображение села Спасское |
Ангел. XIX в. Происходит из Георгиевской церкви села Веськово |
Ангел. XIX в. Происходит из Георгиевской церкви села Веськово |
Ангел. XIX в. Происходит из церкви Рождества Богородицы села Ягренево |
Ангел. XIX в. Происходит из церкви Рождества Богородицы села Ягренево |
В 1950-60-е годы возобновились экспедиции в Переславский район. Это было во многом связано с новым витком антирелигиозной борьбы на основании постановлений ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (1954 г.) и «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам “О недостатках научно-атеистической пропаганды”» (1958 г.). В связи с очередным повсеместным разрушением сохранившихся церквей возникла острая необходимость усилить контроль за памятниками искусства и старины, находящимися в храмах. Последовал приказ Министра культуры СССР «О мерах по сохранению произведений древнерусского искусства». Из письма управления культуры облисполкома Ярославского областного Совета депутатов трудящихся директору Переславского музея К.И. Иванову от 13 июля 1959 г.: |
|
|
|
Разрешение управления культуры ублисполкома Ярославского областного Совета депутатов трудящихся провести работы по сбору произведений древнерусского искусства. 1959 г. | |
В начале 1960-х годов Министерством культуры был издан ряд приказов, направленных на усиление мер по сохранению художественных памятников в недействующих и действующих церквах. |
|
Из приказа Министра культуры РСФСР «О фактах хищения произведений древнерусского искусства, хранящихся в музеях и памятниках архитектуры». 1961 г. | |
Приказ Министра культуры СССР «О мерах по сохранению художественных ценностей, памятников литературы и произведений прикладного искусства в действующих и недействующих церквах, соборах и других культовых зданиях». 1962 г. | |
Письмо К.И. Иванова с просьбой выдать ему удостоверение на право обследования церквей и изъятие музейных ценностей. 1962 г. | |
На местах, в свою очередь, были изданы свои директивные документы. |
|
Приказ управления культуры областного Совета депутатов трудящихся с требованием «принять меры по усилению контроля за сохранностью памятников древнерусской культуры». 1964 г. | |
Из отчета Переславского музея за 1964 г.: |
|
|
|
Экспедиция в село Дмитровское значительно обогатила коллекцию музея. В закрытой к тому времени церкви великомученика Дмитрия Солунского за иконостасом было обнаружено 17 резных фигур. |
|
Тайная вечеря. Начало XIX в. Происходит из церкви великомученика Дмитрия Солунского села Дмитровское |
Христос в темнице. Нач. XIX в. Происходит из церкви великомученика Дмитрия Солунского села Дмитровское |
Богоматерь. Начало XIX в. Происходит из церкви великомученика Дмитрия Солунского села Дмитровское |
Апостол Иоанн Богослов. Начало XIX в. Происходит из церкви великомученика Дмитрия Солунского села Дмитровское |
Из отчета Переславского музея за 1965 г.: |
|
|
|
Подробнее об истории сохранения часовни из деревни Фонинское: «Новая «должность» часовни». В 1966 году несколько предметов поступило из церкви села Троицкое. |
|
Распятие. XIX в. Происходит из церкви села Троицкое |
Христос в темнице. XVIII в. Происходит из церкви села Троицкое |
Из отчета Переславского музея за 1967 г.: |
|
|
|
Ангел. XIX в. Происходит из села Рахманово |
|
В 1959 году «в честь XXI съезда КПСС» под руководством Н.Н. Померанцева и И.Я. Богуславской в музее была построена новая экспозиция художественного отдела. Кроме произведений живописи и графики, в экспозиции были представлены произведения иконописи и деревянная скульптура из собрания музея. |
|
Художественный отдел. 1960-е гг. | |
«Дореволюционное прошлое края». Фрагмент экспозиции. 1962 г. | |
В 1964 году музей открыл новую выставку «Деревянная скульптура и резьба». |
|
«Деревянная скульптура и резьба». Фрагмент выставки. 1964 г. |
|
Афиша выставки деревянной скульптуры и резьбы. 1964 г. | |
В 1960-е годы предметы из коллекции деревянной скульптуры и резьбы Переславского музея неоднократно экспонировались на выставках в Москве. Из статьи К.И. Иванова «Выставка русской деревянной скульптуры» в газету «Северный край». 1964 г.: |
|
|
В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы |