111

 

 

«Искусство и быт русской деревни»

История формирования и представления этнографической коллекции.
1919-1969 годы

 

«Искусство и быт русской деревни». Фрагмент выставки. 2000-е гг.

В 1919 году вышла статья И.Э. Грабаря «Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины», в которой говорилось:

«Если Россия и прежде нуждалась в тщательном сбережении своего культурного наследия, то теперь, в эпоху полного переустройства всего государственного и жизненного уклада, вопрос об охране памятников искусства и старины становится неотложной задачей государственного значения».

В 1920 году на заседании Переславль-Залесского научно-просветительного общества О.Л. Делла-Вос-Кардовская выступила с докладом «Охрана памятников искусства и старины», где она подчеркивала «важность и неотложность охраны предметов искусства и художественных сокровищ», к которым она относила также и памятники народной культуры и быта.

Брошюра «Доклады ПЕЗАНПРОБ». Сб. 8 О.Л. Делла-Вос-Кардовская. 1930-е гг.

Из доклада О.Л. Делла-Вос-Кардовской «Охрана пямятников искусства и старины». 1920 г.:

«Желательно широко распространять среди народа и разъяснять значение собирательства старины, всех даже мелочей, которые могут ярче представить облик прошлого быта. Мне думается, что во многих крестьянских избах можно было бы найти богатый художественный материал. Благодаря отсутствию мануфактуры, в настоящее время мы видим на головах женщин дивные платки, видим и старинные набойчатые платья. Все то добыто из сундуков, а сколько еще нетронутого и предназначенного истлеть или, возможно, сгореть!

Так как музей имеет возможность приобретать по хорошей цене эти вещи, было бы желательно, чтобы все, кому вещи старинные не дороги, продавали бы их в музей; если нет желания продавать, тогда давали бы их для зарегистрирования, то есть записи, снятия фотографии и размеров, если это предмет, если же это ткань, для копирования орнамента».

В начале 1920-х годов все силы сотрудников музея были направлены на сохранение памятников истории и культуры, находившихся в тот момент в ликвидируемых усадьбах, закрывающихся церквях и монастырях, поэтому поступления предметов народного быта в тот период имели единичный характер.

Епанечка детская. XVII–XIX (?) в.
Поступила в 1920 г.
Светец вколотной. XVIII–XIX в.
Поступил в 1920 г.
Наличник оконный. XIX в.
Поступил в 1920 г.
Холодник. Конец XIX– нач. XX в.
Поступил в 1920 г.

Несколько интересных предметов поступило в 1920-е годы из Федоровского монастыря.

Кокошник. XIX в.
Поступил из бывшего Федоровского монастыря в 1923 г.
Кокошник (деталь). Конец XIX– нач. XX в.
Поступил из бывшего Федоровского монастыря в 1926 г.

Кроме того, из монастырей и ликвидируемых церквей происходят несколько полотенец, а также часть коллекции платков и шалей. Все эти поступления носят случайный характер и не являются результатом целенаправленной собирательской работы.

Конец полотенца.
Поступил из ликвидированных церквей в 1925 г.
Шаль. XIX в.
Поступила из Горицкого монастыря в 1924 г.
Платок. XIX в.
Поступил из Крестовоздвиженской церкви в 1925 г.

Особое внимание в эти годы М.И. Смирнов уделял собиранию и изучению памятников нематериальной народной культуры и «фиксировал все, что только можно, особенно обряды, исторические песни». Собранный материал он широко использовал в своих этнографических и исторических исследованиях.

М.И. Смирнов. 1930 г. М.И. Смирнов. «Прошлое Переславль-Залесской деревни». 1928 г.

Из воспоминаний М.И. Смирнова:

«14 мая 1920 года мне удалось побывать в селе Романове на Вашутинском озере. Здесь проживала моя землячка – старушка Евлампия Ивановна Абакумовская <...>. За вечер, который мне удалось провести у нее, я записал много ценного: сатиру на духовенство под заглавием «Про петуха и лисицу», старые песни – «Вдоль по улице Петрушка-щеголек», «Эко сердце, эко бедное мое», «Вдоль по улице репей», «Недоросточка матушка женила» и другие.

В Петровское заговенье 6 июня я был в селе Красном, где наблюдал редкий обряд, бытующий еще пока – «похороны князя» и «завивание колоса». В этнографической литературе о них ни слуху, ни духу. <...> В соседнем селе Филипповском я проверял те же обряды, а обнаружил интересные масленичные песенки: «Сисинка, Яисинка», «Сика, сика, Масленица».

Наибольшего размаха работа Смирнова по собиранию переславского фольклора достигла в 1920-е годы, когда он под руководством профессора Н.А. Янчука в течение двух с половиной лет (до смерти руководителя) занимался фиксацией переславского фольклора, участвуя в работе Этнографической экспедиции агрономической службы Северной железной дороги.

М.И. Смирнов. «Частушки Переславль-Залесского уезда». 1922 г.

Справедливо полагая, что Переславский край в области изучения фольклора – «непочатый угол», М.И. Смирнов привлекал к этой работе членов Переславль-Залесского научно-просветительного общества.

«Из докладов по этнографии края надо упомянуть, прежде всего, о ценной работе врача Н.А. Губина о курных избах Переславского уезда. <...> Далее прекрасный «Краткий словарь народных архитектурных терминов Переславль-Залесского уезда» прислал В.А. Феоктистов; Г.П. Альбицкий дал живой очерк «Поездка в село Ведомшу»; С.Е. Елховский — «Свадьбу в Рыбной слободе г. Переславля»; И.А. Жданов — «Из области народной песни в Переславском уезде», «Мечты русской женщины о счастье по народной песне «Пойду молода нагуляюся»…»

Н.А. Губин. Материалы для этнографического очерка «Курная изба Переславль-Залесского уезда Владимирской губернии». 1920 г.
Н.А. Губин. Этнографический очерк «Курная изба Переславль-Залесского уезда Владимирской губернии». 1921 г.
Н.А. Губин. «Нормальная крестьянская изба для средней России». Рукопись. 1923 г.
Н.А. Губин. Чертеж нормальной крестьянской избы для средней России. 1923 г.

Привлекал М.И. Смирнов к этой работе учителей уездных школ и крестьян. Так, в 1924 году

«...Самым плодовитым и энергичным членом Пезанпроба оказался крестьянин деревни Маурино Михаил Иванович Николаев, представивший Обществу около десятка тетрадей с материалами и статьями по быту деревни. Так само собой намечается сдвиг нашего Общества. Начавшись интеллигентским составом, с распылением интеллигенции из  Переславля оно приближается к народу с тем, чтобы в дальнейшем слиться с ним окончательно».

Наиболее профессиональным фольклористом и этнографом среди членов Пезанпроба стал Сергей Евгеньевич Елховский.

С.Е. Елховский с учениками. 1930 г.

Подробнее о С.Е. Елховском: ««Неутомимый собиратель фольклора». Краевед Сергей Евгеньевич Елховский».

К середине 1920-х годов сотрудникам музея стало понятно, что на протяжении первых пяти лет своего существования «музей развивался довольно односторонне и не охватывал всех сторон жизни Переславского края». В нем отсутствовала «современная текущая жизнь». Этому способствовала и II конференция по изучению производительных сил Владимирской губернии, которая поставила перед краеведами среди первоочередных задач необходимость планомерного изучения местного края. Работа музея должна была проводиться в тесном контакте с Владимирским губернским комитетом по изучению производительных сил губернии.

Вероятно, в результате изучения кустарных промыслов в 1924 году было довольно большое поступление керамических изделий из деревни Подберезье Переславского уезда.

Корчага черная. Конец XIX в.
Поступил в 1924 г.
Горшки-двоешки. 1920-е гг.
Поступили в 1924 г.
Кувшин красноглиняный. Начало XX в.
Поступил в 1924 г.

В 1926 году музей приступил к созданию социально-экономического отдела. Поскольку, по мнению М.И. Смирнова, Переславский край можно было отнести, в первую очередь, к аграрной территории, «вопросу об изучении деревни, сельского хозяйства и кустарных промыслов<...> было уделено исключительное внимание. Организованный социально-экономический отдел посвящен главным образом этой стороне жизни края. Составлен ряд картограмм и биограмм по сельскому хозяйству, по рыбному промыслу и кустарным промыслам. Вместе с тем собраны относящиеся сюда экспонаты».

Карта кустарной промышленности Переславского уезда. 1926 г. Схема-карта районов направления сельского хозяйства Переславль-Залесского уезда. 1926 г.

Собрание музея начинает активно пополняться предметами народной культуры и быта.

Дуга XIX в.
Поступила в 1926 г.
Грабли к косе.
Поступили в 1926 г.
Рубель. XIX в.
Поступил в 1926 г.
Солоница расписная. Начало XX в.
Поступила в 1926 г.
Конец полотенца. Конец XIX– нач. XX в.
Поступил в 1926 г.
Полотенце. Конец XIX в.
Поступило в 1925 г.
Холодник. XIX в.
Поступил в 1927 г.

В 1927 году по заказу музея была выполнена модель крестьянской избы.

Модель крестьянской избы. 1927 г.

Все эти предметы нашли свое место в новом сельскохозяйственном (крестьянском) отделе музея.

Сельскохозяйственный отдел. 1929 г.

Актуальность появления нового отдела подтвердили решения XV съезда ВКП(б), который прошел в декабре 1927 года. В числе прочих документов съезд принял резолюцию «О работе в деревне», в которой говорилось: «В настоящий период задача преобразования и объединения мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупное коллективное хозяйство должна быть поставлена в качестве основной задачи партии в деревне».

Перед музеем встала задача всестороннего изучения культуры и быта деревни с целью ее обновления «в духе постановлений XV партсъезда».

Скальница для наматывания цевок.
Поступила в 1928 г.
Скан ткацкий.
Поступил в 1928 г.
Стойка для вставки веретен.
Поступила в 1929 г.
Цеп.
Поступил в 1928 г.

В 1930-е годы работа по созданию социально-экономического отдела, в состав которого входил и сельскохозяйственный подотдел, продолжилась уже под руководством нового директора Константина Ивановича Иванова.

К.И. Иванов в экспозиции музея. 1932 г.

В материалах к неопубликованному сборнику «50 лет музею. 1919–1969 г.» К.И. Иванов писал:

«В отделе истории музея создается уголок, где выставляются уходящие сельскохозяйственные орудия: серпы, цепы, деревянные бороны, сохи. Молодые работники музея объявили себя ударной бригадой по созданию и открытию сельскохозяйственного отдела. Он был открыт в апреле 1930 года».

Для строительства новых и перестройки уже существовавших отделов были необходимы новые экспонаты, характеризующие старый быт и отражающие современное развитие сельского хозяйства и промышленности. Многие из этих предметов долгое время находились в музейных залах.

Новый экспонат музея. Лодка. 1930-е гг.
Борона.
Поступила в 1931 г.
Сани крестьянские.
Поступили в 1936 г.
Рубаха. XIX в.
Поступила в 1935 г.
Самопрялка-лежак. Конец XIX– нач. XX в.
Поступила в 1940-е гг.
Сани-возок.
Поступили в 1936 г.

Работники музея активно помогали в организации колхоза в Федоровской слободе и колхоза им. В.И. Ленина в Подгорной слободе. В результате фонды музея пополнились фотографиями организаторов колхоза, первых колхозных доярок, запечатлен момент свода коров на колхозный двор, устройство коровника».

Колхоз им. Ленина. Лучшая корова. 1931 г.
Колхоз им. Ленина. Ремонт скотного двора. 1931 г. Колхоз им. Ленина. Обобществление скота. 1930 г.

Для расширения экспозиции музея, посвященной производительным силам края, активно изучались местные артели и кустарные промыслы. В результате этой работы значительно пополнилась коллекция керамических изделий.

Фрагмент выставки музея. 1932 г.
Гончары деревни Лихарево Переславского уезда Горшок красноглиняный.
Поступил в 1936 г. из деревни Лихарево
Горшок-супница.
Поступил в 1936 г. из деревни Лихарево
Графин красноглиняный.
Поступил в 1930 г. из деревни Лихарево

В 1931 году поступила целая коллекция набойных досок, использовавшихся для нанесения рисунка на ткань.

Набойные доски (манеры).
Поступили в 1931 г.
Набойный молоток (киянка).
Поступил в 1931 г.

Из директивы областного отдела народного образования. 1936 г.:

«Музеи и музейные работники, ваша задача помочь колхозникам на ярких примерах, отображаемых в музее, разобраться, как жила деревня при помещике, при кулаке и как строится новая счастливая жизнь. <...>
При обслуживании их в музеях:
А. покажите старую крепостную помещичью деревню,
Б. бесправие, чинимые зверства, порки, продажи, изнурительный труд,
В. покажите в ваших экспонатах вековую отсталую деревянную технику мужика,
Г. как помещик за труд расплачивался с мужиком и как он себя обставлял роскошью, ведя праздную паразитическую жизнь,
Д. покажите примеры борьбы большевистской партии за освобождение трудящихся из кабалы,
Е. используйте все лучшие произведения искусства и науки, помогите им разобраться во всем, зажигая огонь еще на большую борьбу за счастливую жизнь».

Директива областного отдела народного образования. 1936 г.
Новый экспонат музея. Трактор. 1933 г. Трактор «Фордзон». 1929 г.
Поступил в 1937 г. Представлен на выставке «Грани войны: из прошлого в будущее».

Из статьи К.И. Иванова «Изба деда Акима» в газету «Коммунар». 1938 г.:

«Для показа жизни крепостного крестьянина, его быта, придавленного жестокой эксплуатацией помещика, и для сопоставления быта помещика-эксплуататора и крестьянина-крепостного Переславскому музею понадобилась курная изба. <...> единственная такая изба сохранилась в деревне Ильинка, Будовского сельсовета в восточной части Переславского района. Туда я и выехал немедленно. Это было в 1932 году, — зимой».

Курная изба. Фрагмент экспозиции. 1961 г. Иванов К.И. Портрет Якима Козлова, владельца курной избы в д. Ильинка Переславского района. 1932 г.

В 1945 году сформировались значительные музейные комплексы по Великой Отечественной войне: обмундирование поверженного противника, форма Советской Армии, продукция фабрик и заводов Переславля, выпущенная для фронта. Собирались документы военных времен, воспоминания фронтовиков.

В 1960-е годы сотрудники музея почти ежегодно предпринимали историко-бытовые экспедиции по территории бывшего Переславского уезда. К.И. Иванов справедливо полагал, что «такие поездки дают обильный материал. Часто встречаются предметы большой исторической ценности».

К.И. Иванов. «Экспедиции в Нагорьевский район»:

«Переславль-Залесский историко-художественный музей, стремясь пополнить свои коллекции новыми предметами музейного значения, ввел в план своей собирательской работы испытанный способ – экспедиции по исторической Переславщине. Экспедиции проводились и раньше, и это было не ново. Но только в 1959–1960 гг. музей смог возобновить их, так как именно в этих годах появились достаточные средства для исполнения такого замысла. <...> Первая нагорьевская экспедиция дала музею 282 предмета».

Схема маршрутов экспедиций в Нагорьевский район Ярославской области. 1960 г.

Кроме переславцев – К.И. Иванова, С.Д. Васильева и П.Г. Батасова, в состав экспедиции входила И.Я. Богуславская – научный сотрудник Государственного Русского музея.

Участники экспедиции. 1960 г.

Из материалов к неопубликованному сборнику «50 лет музею. 1919–1969 гг.»:

«Был март 1960 года. Группа работников музея возвращалась из самого дальнего селения Переславского района, села Даратники. Наступила темнота. Идти было далеко и трудно. Решили переночевать в деревне Долгово. Накануне председатель сельсовета, учительница этой деревни сказала, что в Долгове ничего интересного нет. Зашли на огонек. Нас приняли, накормили, спросили, что мы за люди. Мы объяснили, спросили, нет ли у них в деревне старинных вещей. Хозяин предложил дочке сходить за Матреной Васильевной Ушановой.

В избу вошла крепкая старуха в овчинной шубе, поклонилась, села на лавочке. Разговорились. Для музея нужна была женская сенокосная рубаха. Матрена Васильевна сказала, что на ней есть такая рубашка, но она уже чинилась не раз. Она приподняла шубу, из под полы которой показался великолепный, широкий, вышитый красными нитками подол рубашки. Договорились о цене. Ирина Богуславская опустилась на колени и отрезала подол. М.В. Ушанова пошла искать еще старинные вещи».

Подол рубашки.1890 г.
Поступил от М.В. Ушановой в 1960 г.
Проставка. Конец XIX в.
Поступила от М.В. Ушановой в 1960 г.
Кофта. 1890е гг.
Поступила от М.В. Ушановой в 1960 г.

«Мгновенно по деревне пронеслась весть: «У бабушки Матрены отрезали подол за 50 рублей!» (имеются ввиду старые деньги). Утром, спозаранку, у дверей толпилось более десяти крестьянок с вещами. Мы приобрели тульскую резную самопряху, вышитые полотенца, старинную одежду. Матрена Васильевна принесла кофту «Казачок», гамбургские сапоги и красную вышитую мужскую рубашку с пояском, принадлежащую мужу, в которых он стоял с ней под венцом. У нашего хозяина нашлась мера для измерения зерна, вышитые проставки полотенец. Одним словом, пришлось просить лошадь для доставки приобретенных экспонатов на пункт сбора.

Вот вам и «нет у нас в деревне ничего интересного!». Половина подола бабушки Матрены поступила в Русский музей, другая – в Переславль-Залесский музей».

Мера.
Поступила в 1960 г.
Самопрялка. Конец XIX в.
Поступила в 1960 г.
Рубаха женская. Нач. XX в.
Поступила в 1960 г.

В 1960 году собрание Переславского музея пополнилось за счет предметов, поступивших из Русского музея.

Письмо директору Государственного Русского музея с просьбой выделить предметы декоративно-прикладного искусства. 1960 г.
Список экспонатов, выделяемых из Государственного Русского музея для Переславля-Залесского. 1960 г.
Конец полотенца. Конец XIX в.
Поступил из Государственного Русского музея в 1960 г.
Конец полотенца. Конец XIX в.
Поступил из Государственного Русского музея в 1960 г.
Конец полотенца. Конец XIX в.
Поступил из Государственного Русского музея в 1960 г.
Проставка. Конец XIX в.
Поступила из Государственного Русского музея в 1960 г.

В 1960-е годы экспедиции по Переславскому району были продолжены. Каждая из них была богата интересными находками, значительно пополнившими музейное собрание.

Вышивка концов полотенца, приобретенного у М.И. Батрановой. 1961 г. Вышивка концов полотенца, приобретенного у К.Н. Якимовой. 1961 г.
Объявление о работе экспедиции музея Маршрут экспедиции. 1966 г.
«Первое приобретение».
В доме у Ананьиных. Деревня Фонинское. 1966 г.
Т.М. Латышева и А.А. Ананьина.
Деревня Фонинское. 1966 г.
«Сотворение купчей».
Деревня Фонинское. 1966 г.

В эти годы музей регулярно устраивал выставки новых поступлений, знакомя переславцев и гостей города с результатами своей собирательской работы.

Афиша выставки новых поступлений. 1960 г.
Выставка экспонатов, поступивших в музей в 1960 г.

Собранные экспонаты были представлены в основной экспозиции музея и на разнообразных выставках.

Афиша выставки «Переславская деревня до отмены и после отмены крепостного права». 1961 г.
«Переславская деревня до отмены и после отмены крепостного права». Фрагмент выставки. 1961 г.
Афиша выставки «Русские шали и головные платки XVII–XX вв.». 1964 г. «Русские шали и головные платки XVII–XX вв.». Фрагмент выставки. 1964 г.
«Русские шали и головные платки XVII–XX вв.». Фрагмент выставки. 1964 г.
«Сельское хозяйство Переславского района за 50 лет Советской власти». Фрагмент выставки. 1967 г.

Сегодня предметы народного искусства и быта представлены на выставке «Искусство и быт русской деревни».

«Искусство и быт русской деревни». Фрагмент выставки. 2000-е гг.
  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".