111

 

 

«Новая «должность» часовни»

 

Часовня из деревни Фонинское. 2000-е гг.

В декабре 1966 года состоялась историко-бытовая экспедиция, посвященная 50-летию Советской власти.

 

Схема маршрута историко-бытовой экспедиции. 1966 г.

Об этой экспедиции ее участниками был составлен обстоятельный и неформальный отчет. Значительная часть отчета посвящена истории перемещения часовни из деревни Фонинское в Переславский музей.

Данному событию в истории музея мы уделяем особое внимание, поскольку рассматривать его можно с нескольких точек зрения. С одной стороны, помещая часовню и предметы из ее интерьера в музей, сотрудники ратовали за сохранение памятников истории и искусства. С другой стороны, «переезд» часовни расценивался как «удар по старым убеждениям», что особенно было важно именно в 1960-е годы, когда в стране начался новый виток антирелигиозной борьбы.

Из экспедиционного отчета:

«После недолгих и нехлопотливых, но в то же время продуманных сборов, мы были готовы в путь. Мы – это я, директор музея Иванов К.И., научный работник Головин Л.И. и фотограф Володя Батасов, наш непременный спутник в экспедициях музея».

 

К.И. Иванов и Л.И. Головин беседуют с местными жителями деревни «Фонинское». 1966 г.

Из экспедиционного отчета:

«…в Фонинской ждала нас большая и очень важная работа – вывоз в музей деревянной часовни. Часовенку эту присмотрели мы еще три года тому назад, и тогда же порешили перевезти ее к нам. Она построена должно быть в первой половине XIX века в древнем русском стиле, но так безыскусно и искренне, что прямо-таки сказкой встает перед тобой. Особенно очаровательно она выглядела в тот день, на фоне березок, убранных густым инеем».

 

Часовня в деревне Фонинское. 1966 г.

«…чтобы перевезти часовенку, нужно было не только добро от начальства нашего района, но и убедить верующих в полезности нашего предприятия. Потому и решили провести в местном клубе беседу с верующими на тему о ценности исторических и архитектурных памятников, к которым относится их часовенка. Для нас конфликт с ними был нежелателен. Лучше убедить, чем заставить».

 

Афиша, написанная сотрудниками музея для жителей деревни Фонинское. 1966 г.
В клубе колхоза им. Мичурина. Деревня Фонинское. 1966 г.

Из экспедиционного отчета:

«Собралось человек 40–50, в большинстве бабки. Народ ворчливый и докучливый. <...> Когда встал вопрос о часовенке, из зала раздалось два-три неодобрительных голоса. Бабки Анна и Ольга ворчали, но не злобно. Затем, убедившись, что они в одиночестве, мало-помалу примолкли. Константин Иванович вполне доходчиво объяснил причину вывоза часовенки, заверив старух, что потом мы покажем им часовенку в ее первозданной красоте. <...>

Ну что же, народ мы убедили и заинтересовали. Великое дело сделали. Спасли шедевр.<...> после окончания беседы народ еще долго не расходился из клуба. Как-то незаметно, сам собой завязался живой и простой разговор между нами и аудиторией».

«Разговор по душам» в клубе колхоза им. Мичурина. Деревня Фонинское. 1966 г.

Из экспедиционного отчета:

«Пришли к мнению, что тотчас же надо вскрыть часовенку, пусть даже насильственным путем, т.е. сорвать замок и повесить свой. <...> 10 минут нам понадобилось на перепилку замка. Наверное, забавно было смотреть со стороны на нас. Покровители искусств, солидные люди, как тати в ночи, вершат свое воровское дело. Как тут не вспомнить, что искусство требует жертв».

«Насильственным путем». Снятие старого замка с часовни в деревне Фонинской. 1966 г.

Из экспедиционного отчета:

«Восточная алтарная сторона была украшена 14-ю иконами. Иконы висели на стене и стояли на лавке. <...> в последствие, при расчистке их, они оказались довольно интересными. Написаны они были в XVIII–XIX вв., должно быть, местными мастерами местной школы. Кроме этих икон в часовенке нами были обнаружены два выносных креста, две медные хоругви, фонарь, тоже выносной, и др. утварь. В общем, первое наше впечатление от интерьера не в пользу его».

Интерьер часовни в деревне Фонинской. 1966 г.
Деисус. XVII в.
Из Георгиевской часовни деревни Фонинское
Георгий Победоносец. XIX в.
Из Георгиевской часовни деревни Фонинское
Икона запрестольная. Знамение, Иоанн Предтеча. XVIII в.
Из Георгиевской часовни деревни Фонинское
Спас Нерукотворный. XIX в.
Из Георгиевской часовни деревни Фонинское

Из экспедиционного отчета:

«Смогли увезти сегодня только утварь и двери. Мало для целого дня. Но довольны сознанием того, что дело начато и часовенка, хотя частично, а уже у нас. Первый удар по старым убеждениям сделан. Народ безмолвствовал. <...> Рабочие успели к четырем часам снять крышу. Работают резво. Случилось при нас. Около часовенки бабка проходила, да и сказала рабочим: «Ломайте аккуратней. Поставите в музей, посмотрим». Это ли не глас народа?»

Вывоз утвари из часовни. Деревня Фонинское. 1966 г.

Из статьи В. Мельникова «Новая «должность» часовни» в газету «Северный рабочий». 1967 г.:

«Когда реставрационные работы были завершены и древняя часовня заняла свое теперешнее местоположение среди музейного парка, сюда наведались гости из Фонинского. Изумление их было так велико, что они долго отказывались верить, что это их, Фонинская часовня. Да и мудрено было узнать.

Освобожденные от громоздких окладов и копоти иконы обернулись ослепительными в своей первозданной свежести красок реалистическими картинами. И вовсе не бесплотные лики святых угодников глядели с них. Портреты живых людей с неповторимыми характерами, будто списанные со знакомых, увидели пожилые фонинцы. Их изумили и образцы деревянной скульптуры, которыми работники музея дополнили интерьер. Что ни фигура — то характерный, неповторимый тип.

Все знают, как сложен и кропотлив труд художника-реставратора <...>. Не меньшее искусство требуется и от тех, кто берется просветлять сознание людей, освобождая его от вековых предрассудков и отживших суеверий. И там, где это понимают и учитывают, там даже сами предметы и сооружения культового характера переходят на наши, атеистические позиции».

Часовня из деревни Фонинское на территории музея. 1967 г.
Восстановленный интерьер часовни из деревни Фонинское. 1960-е гг.
  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".