«Так, мало-помалу,
начало крепнуть музейное дело в Переславле»
Сохранение памятников культуры и быта
из усадеб Переславского уезда в 1919–1929 гг.
По воспоминаниям М.И. Смирнова и В.Е. Елховского |
После Октябрьской революции новое правительство
практически сразу осознало необходимость сохранять памятники искусства
и старины. В «Воззвании Петроградского Совета рабочих
и солдатских депутатов к гражданам России», опубликованном
в 1917 году, говорилось, что «все это почва,
на которой вырастет наше новое народное искусство». Годом позже
был издан Декрет Совета Народных Комиссаров «О регистрации, приеме
на учет и охранении памятников искусства и старины,
находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений»,
который положил начало национализации усадеб и имеющегося
в них имущества. Тогда же был основан отдел Музеев
и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел
Наркомпроса). Задача отдела - собирать и охранять
«художественные дома и церкви, мебель и картины, книги
и фарфор от гибели и расхищения невежественных
или злонамеренных людей». С этой же целью
в губерниях и уездах при всех отделах Народного
образования также были созданы подотделы по делам музеев
и охране памятников искусства и старины. Повсеместно начинают
основываться музеи, куда и «помещаются все эти ценности». |
|
|
Воззвание отдела Музеев и охраны памятников искусства и старины. 1918 г. |
|
В 1918 году Михаил Иванович Смирнов
получил мандат, в котором говорилось, что Коллегия
по делам музеев и охране памятников искусства и старины
поручила ему «устройство и организацию музея в Переславле-Залесском». |
|
|
М.И. Смирнов. 1930 г. |
Мандат, удостоверяющий, что М.И. Смирнову поручена организация музея в Переславле.
1918 г. |
Кроме того, М.И. Смирнов получил
еще один мандат, в котором говорилось,
что он является представителем Всероссийской коллегии
в деле охраны памятников искусства и старины
по Переславскому и Александровскому уездам Владимирской
губернии. Это дало ему право перевозки художественных
и исторических предметов из имений, церквей и монастырей
в Переславский музей «на предмет хранения». |
|
Мандат М.И. Смирнову на право перевозки ценностей из имений, церквей и монастырей. 1919 г. |
|
М.И. Смирнов в своих воспоминаниях «На службе родному краю» писал: |
«Основа
была заложена. Оставалось делать дело. А дело это заключалось
в том, чтобы спешно обследовать национализированные помещичьи
усадьбы и изъять из них вещи музейного характера.
Все имения к началу 1919 г. находились в ведении
волостных земельных отделов, и так как охраны при домах
не было, вокруг происходили кражи».
|
Верным помощником М.И. Смирнова стал
студент Московского университета, переславец Владимир Евгеньевич
Елховский, который также оставил подробные воспоминания об этом
периоде: |
«Смирнов развернул большую работу по учету
музейных ценностей по бывшим помещичьим имениям, которые
в это время как раз ликвидировались. Правой и, можно
сказать, и левой его рукой в этом деле был я.
Мы учли все главные имения в уезде: князей Гагариных
в с. Гагаринских Новоселках, генерала Самсонова
в с. Бектышеве, Нарышкиных в с. Загорье, Журавлевой
в с. Семендяйке и все монастыри города, а позднее
и церкви». |
|
В.Е. Елховский. 1930-е гг. |
|
Вместе они свозили предметы музейного значения в особняк, некогда принадлежавший доктору Шиллю.
Подробнее о В.Е. Елховском: ««Правой и, можно
сказать, и левой его рукой в этом деле был я».
В.Е. Елховский – первый сотрудник Переславского музея». |
М.И. Смирнов. «На службе родному краю»: |
«Первый такой транспорт был из именья Журавлевых
с. Семендяйки. В мае это именье было разгромлено,
и в течение лета, когда стал заведовать им Глебовский
волостной исполком, было несколько покраж —пропало все серебро
и ценности. Владелицей именья была Елизавета Григорьевна
Журавлева, самая богатая помещица в уезде, вдова мирового судьи,
рожденная Повалишина. Отец ее, Григорий Ларионович, был
предводителем дворянства в Переславском уезде, а дед, Ларион
Афанасьевич — екатерининским контрадмиралом. <...>
Когда я приехал в Семендяйку, то из двух
барских домов один был без окон и дверей, скотный двор
сожжен, а в другом доме был полный беспорядок: весь пол
устлан был бумагами, состоявшими большей частью из писем
и земельных документов, мебель и документы сохранились только
частью. Больше всего имущества сохранилось в амбаре: там была
ценная фарфоровая посуда, сундуки с бельем, одеждой и прочим,
а на чердаке груды бумаг — писем, дела Переславского
ополчения 1854—55 гг., Переславского предводителя дворянства
и другие».
|
|
|
Дом Журавлевых. Нач. XX в. |
|
«Я отобрал для музея все бумаги и книги, какие только
оказались налицо, гравюры, литографии, акварели и картины.
Но ценного тут было мало. Взял только по несколько
экземпляров фарфоровой посуды (был Сакс), мебель красного дерева —
кресла, столы, кое-что из барских костюмов (платья
с кринолином, фрак лакея и прочее), из шитья шерстью
и прочее».
|
|
|
Спажинский Е.
Портрет Григория Илларионовича Повалишина. 1818 г. |
Неизвестный художник. Портрет Иллариона Афанасьевича Повалишина. Конец XVIII в. |
|
|
Графин. XIX в. |
Чаша полоскательная. XIX в. |
|
|
Чашка с блюдцем |
|
М.И. Смирнов. «На службе родному краю»: |
«Раньше
всего я был вместе с Альбицким в именьи Бектышево Смоленской
волости, в старинном родовом именьи Самсоновых, которым они
в качестве патриарших детей боярских владели еще в начале
XVII в. <...> В момент моего посещения усадьба была
в целости, в ней находились два грандиозных деревянных дома,
один конца XVIII в., другой — первой половины XIX в.,
поставленные в общей связи коридором, совершенно однотипным
по стилю. <...>И когда я осматривал дом,
то впечатление было такое, что хозяева оставили
его почти в том виде, какой он имел обычно. <...>
Оставались тысячи вещей и мелочей: мебель и зеркала красного
дерева в изобилии, фамильные портреты, картины
(2-го и 3-го сорта), фотографические карточки, фарфор
и фаянс, библиотека и богатый семейный архив, главным образом
из писем с начала XIX в. и прочего.
По сравнению с другими усадьбами, эта была
в Переславском уезде одна из самых богатых. Осмотрев ее,
я передал во Всероссийскую Коллегию докладную записку,
в которой, описав положение дела, просил разрешения вывезти оттуда
часть вещей для хранения в музее в Переславле. Такое
разрешение мне было дано центром и в уезде…».
|
Подробнее о судьбе усадьбы
Бектышево: ««Особенно неприятно обстояло дело с Бектышевым».
Охрана помещичьих усадеб Переславского края в 1920-е годы
на примере усадьбы Бектышево». |
В отборе и вывозе предметов
из усадьбы Бектышево принимала участие
О.Л. Делла-Вос-Кардовская, входившая в состав Коллегии
по охране памятников старины в городе Переславле-Залесском. |
|
|
Удостоверение О.Л. Делла-Вос-Кардовской на право вывоза фарфора из усадьбы Бектышево. 1919 г. |
|
На протяжении долгих лет предметы
усадебной обстановки бектышевского дома являлись ведущими экспонатами
выставок, посвященных дворянскому быту. |
|
|
Усадьба Бектышево. XIX в. |
Интерьер гостинной в Бектышево. XIX в. |
|
|
Статуэтка Мальчик и девочка. XVIII–XIX вв. |
Письменный прибор. XIX в. |
|
|
Кресло-трон двухместное. 1860-е гг. |
Часы каминные. XVIII в. |
|
|
Соколов П.Ф.(?)
Портрет Елизаветы Евгеньевны Самсоновой.
в детстве. 1849 г. |
Багаев А.А.
Портрет Александра Петровича Самонова.
1840-1841 гг. |
Следующим имением, куда направились сотрудники музея, было Загорье.
М.И. Смирнов. «На службе родному краю»: |
«В
Загорье, бывшем центральном именьи Нарышкиных, оставалась сохранной
со всей усадьбы одна бывшая контора крепостного времени, дом давно
сгорел или был продан, не помню. Сельская молодежь устроила
в бывшей конторе народный дом и выдала мне остатки
вотчинского архива Нарышкиных, сильно потрепанного в революцию,
и кое-какие старые книги (почти одни своды законов),а также
масляный портрет одного из Нарышкиных — Анатолия Васильевича. Архив при
ближайшем его рассмотрении оказался очень ценным не для
одного Переславского уезда, здесь были сведения о всех именьях
Нарышкиных, раскинутых в других губерниях. Положив
его в сани, я увез его, и хорошо сделал. Через
месяц-полтора дом этот сгорел, и тогда погиб бы
и архив».
|
|
|
Неизвестный художник.
Портрет Д.В. Нарышкина.
1820-1830-е гг. |
|
О посещении Загорья оставил яркие воспоминания и В.Е. Елховский: |
«Наутро
выехали в Загорье. Там мы почти ничего
уже не застали. <...>Побеседовали с мужичками.
Они сказали, что кроме книг, тут было много писем,
но они их все выкурили. «А интересные были письма?» —
спрашиваем. «Всяко было, но были и дюже антирестные.
Один какой-то Нарышкин был во Франции во время
французской революции и все описывал, что там делается.
А потом написал: не дай Бог, если у нас
так будет». – Ну, и куда же вы это письмо девали?»
— «Тоже выкурили». Так мы и уехали отсюда, можно сказать,
с пустыми руками».
|
Далее, как пишет М.И. Смирнов,
вместе с В.Е. Елховским они поехали в усадьбу
князей Гагариных — с. Гагаринские Новоселки.
Там, в старинном имении в бывшем княжеском доме,
организовалась трудовая коммуна «Молот».
Владимир Евгеньевич вспоминал об этом: |
«Дом – трехэтажный дворец был опечатан уездным
Земельным отделом. Владельцы - восьмидесятилетняя княгиня Гагарина,
к тому же слепая, и дочь ее - графиня Татищева Виринея
Васильевна, лет 50-ти, и какой-то родственник статс-секретарь
императора Александра II, еще более древний, чем княгиня...
Татаринов (вероятно, сын или другой родственник статс-секретаря),
были выселены в одну небольшую комнату. Там же,
за заколоченной одной доской комнатной дверью, по соседству,
помещались и коммунары. Из-за двери неслись пьяные крики:
«Бей буржуев, вырезать всех начисто». Такая обстановка заставляла
спешить, иначе все могло быть расхищено. <...>Не стыжусь
сознаться, что у меня буквально разбежались глаза
при виде той обстановки и той роскоши, которую я увидел
там во всех этажах. Дивная мебель карельской березы, чудные
шкафы красного дерева, люстры, книги, мундиры и чего только там
не было. Снова составили опись всего, что подлежит вывозу.
<...>У коммунаров пришлось с большим скандалом отбирать
круглый стол карельской березы, на котором они пили чай
и водку. Грязные пятна разлились по всему столу, смешанные
с остатками махорки и вина. Это был один из тех
столов, которые теперь служат предметом удивления для посетителей
Горицкого музея…».
|
|
|
Ваза. Середина XIX в. |
Зеркало. XVIII в. |
|
|
Стол. Конец XVIII-первая четв. XIX в. |
Диван. Конец XVIII-первая четв. XIX в. |
|
|
Андре Шарль Буль. Шкафчик. XIX в. |
|
Вывоз предметов музейного значения продолжался на протяжении нескольких лет, однако, как пишет М.И. Смирнов, «28 мая 1919 г.
оказалось возможным открыть музей для посетителей в составе
восьми залов, а именно: картинной галереи (собрание
И.П. Свешникова), художественно-бытового отдела
(быт помещиков), отдела родиноведения (география, естественная
история и прочее)». В 1920 году
в музее был открыт зал оружия, в котором помещены были также
некоторые предметы дворянского быта. |
|
|
Экспозиция музея. 1925 г. |
|
На протяжении 1920-х годов
предметы искусства и быта из усадеб Переславского края были
широко представлены в залах музея. В 1927 году
М.И. Смирнов перестроил экспозиции историко-художественного
отдела, в котором были «две дворянские бытовые комнаты со множеством портретов, мебелью карельской березы и красного дерева». |