111

 

«Так, мало-помалу,
начало крепнуть музейное дело в Переславле»

Сохранение памятников культуры и быта из усадеб Переславского уезда в 1919–1929 гг. По воспоминаниям М.И. Смирнова и В.Е. Елховского

 

После Октябрьской революции новое правительство практически сразу осознало необходимость сохранять памятники искусства и старины. В «Воззвании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов к гражданам России», опубликованном в 1917 году, говорилось, что «все это почва, на которой вырастет наше новое народное искусство». Годом позже был издан Декрет Совета Народных Комиссаров «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», который положил начало национализации усадеб и имеющегося в них имущества. Тогда же был основан отдел Музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел Наркомпроса). Задача отдела - собирать и охранять «художественные дома и церкви, мебель и картины, книги и фарфор от гибели и расхищения невежественных или злонамеренных людей». С этой же целью в губерниях и уездах при всех отделах Народного образования также были созданы подотделы по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Повсеместно начинают основываться музеи, куда и «помещаются все эти ценности».

Воззвание отдела Музеев и охраны памятников искусства и старины. 1918 г.

В 1918 году Михаил Иванович Смирнов получил мандат, в котором говорилось, что Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины поручила ему «устройство и организацию музея в Переславле-Залесском».

М.И. Смирнов. 1930 г. Мандат, удостоверяющий, что М.И. Смирнову поручена организация музея в Переславле.
1918 г.

Кроме того, М.И. Смирнов получил еще один мандат, в котором говорилось, что он является представителем Всероссийской коллегии в деле охраны памятников искусства и старины по Переславскому и Александровскому уездам Владимирской губернии. Это дало ему право перевозки художественных и исторических предметов из имений, церквей и монастырей в Переславский музей «на предмет хранения».

Мандат М.И. Смирнову на право перевозки ценностей из имений, церквей и монастырей. 1919 г.

М.И. Смирнов в своих воспоминаниях «На службе родному краю» писал:

«Основа была заложена. Оставалось делать дело. А дело это заключалось в том, чтобы спешно обследовать национализированные помещичьи усадьбы и изъять из них вещи музейного характера. Все имения к началу 1919 г. находились в ведении волостных земельных отделов, и так как охраны при домах не было, вокруг происходили кражи».

Верным помощником М.И. Смирнова стал студент Московского университета, переславец Владимир Евгеньевич Елховский, который также оставил подробные воспоминания об этом периоде:

«Смирнов развернул большую работу по учету музейных ценностей по бывшим помещичьим имениям, которые в это время как раз ликвидировались. Правой и, можно сказать, и левой его рукой в этом деле был я. Мы учли все главные имения в уезде: князей Гагариных в с. Гагаринских Новоселках, генерала Самсонова в с. Бектышеве, Нарышкиных в с. Загорье, Журавлевой в с. Семендяйке и все монастыри города, а позднее и церкви».

В.Е. Елховский. 1930-е гг.

Вместе они свозили предметы музейного значения в особняк, некогда принадлежавший доктору Шиллю.

Подробнее о В.Е. Елховском: ««Правой и, можно сказать, и левой его рукой в этом деле был я». В.Е. Елховский – первый сотрудник Переславского музея».

М.И. Смирнов. «На службе родному краю»:

«Первый такой транспорт был из именья Журавлевых с. Семендяйки. В мае это именье было разгромлено, и в течение лета, когда стал заведовать им Глебовский волостной исполком, было несколько покраж —пропало все серебро и ценности. Владелицей именья была Елизавета Григорьевна Журавлева, самая богатая помещица в уезде, вдова мирового судьи, рожденная Повалишина. Отец ее, Григорий Ларионович, был предводителем дворянства в Переславском уезде, а дед, Ларион Афанасьевич — екатерининским контрадмиралом. <...> Когда я приехал в Семендяйку, то из двух барских домов один был без окон и дверей, скотный двор сожжен, а в другом доме был полный беспорядок: весь пол устлан был бумагами, состоявшими большей частью из писем и земельных документов, мебель и документы сохранились только частью. Больше всего имущества сохранилось в амбаре: там была ценная фарфоровая посуда, сундуки с бельем, одеждой и прочим, а на чердаке груды бумаг — писем, дела Переславского ополчения 1854—55 гг., Переславского предводителя дворянства и другие».

Дом Журавлевых. Нач. XX в.

«Я отобрал для музея все бумаги и книги, какие только оказались налицо, гравюры, литографии, акварели и картины. Но ценного тут было мало. Взял только по несколько экземпляров фарфоровой посуды (был Сакс), мебель красного дерева — кресла, столы, кое-что из барских костюмов (платья с кринолином, фрак лакея и прочее), из шитья шерстью и прочее».

Спажинский Е.
Портрет Григория Илларионовича Повалишина.
1818 г.
Неизвестный художник.
Портрет Иллариона Афанасьевича Повалишина.
Конец XVIII в.
Графин. XIX в. Чаша полоскательная. XIX в.
Чашка с блюдцем

М.И. Смирнов. «На службе родному краю»:

«Раньше всего я был вместе с Альбицким в именьи Бектышево Смоленской волости, в старинном родовом именьи Самсоновых, которым они в качестве патриарших детей боярских владели еще в начале XVII в. <...> В момент моего посещения усадьба была в целости, в ней находились два грандиозных деревянных дома, один конца XVIII в., другой — первой половины XIX в., поставленные в общей связи коридором, совершенно однотипным по стилю. <...>И когда я осматривал дом, то впечатление было такое, что хозяева оставили его почти в том виде, какой он имел обычно. <...> Оставались тысячи вещей и мелочей: мебель и зеркала красного дерева в изобилии, фамильные портреты, картины (2-го и 3-го сорта), фотографические карточки, фарфор и фаянс, библиотека и богатый семейный архив, главным образом из писем с начала XIX в. и прочего.

По сравнению с другими усадьбами, эта была в Переславском уезде одна из самых богатых. Осмотрев ее, я передал во Всероссийскую Коллегию докладную записку, в которой, описав положение дела, просил разрешения вывезти оттуда часть вещей для хранения в музее в Переславле. Такое разрешение мне было дано центром и в уезде…».

Подробнее о судьбе усадьбы Бектышево: ««Особенно неприятно обстояло дело с Бектышевым». Охрана помещичьих усадеб Переславского края в 1920-е годы на примере усадьбы Бектышево».

В отборе и вывозе предметов из усадьбы Бектышево принимала участие О.Л. Делла-Вос-Кардовская, входившая в состав Коллегии по охране памятников старины в городе Переславле-Залесском.

Удостоверение О.Л. Делла-Вос-Кардовской
на право вывоза фарфора из усадьбы Бектышево.
1919 г.

На протяжении долгих лет предметы усадебной обстановки бектышевского дома являлись ведущими экспонатами выставок, посвященных дворянскому быту.

Усадьба Бектышево. XIX в. Интерьер гостинной в Бектышево. XIX в.
Статуэтка Мальчик и девочка. XVIII–XIX вв. Письменный прибор. XIX в.
Кресло-трон двухместное. 1860-е гг. Часы каминные. XVIII в.
Соколов П.Ф.(?)
Портрет Елизаветы Евгеньевны Самсоновой.
в детстве. 1849 г.
Багаев А.А.
Портрет Александра Петровича Самонова.
1840-1841 гг.

Следующим имением, куда направились сотрудники музея, было Загорье.

М.И. Смирнов. «На службе родному краю»:

«В Загорье, бывшем центральном именьи Нарышкиных, оставалась сохранной со всей усадьбы одна бывшая контора крепостного времени, дом давно сгорел или был продан, не помню. Сельская молодежь устроила в бывшей конторе народный дом и выдала мне остатки вотчинского архива Нарышкиных, сильно потрепанного в революцию, и кое-какие старые книги (почти одни своды законов),а также масляный портрет одного из Нарышкиных — Анатолия Васильевича. Архив при ближайшем его рассмотрении оказался очень ценным не для одного Переславского уезда, здесь были сведения о всех именьях Нарышкиных, раскинутых в других губерниях. Положив его в сани, я увез его, и хорошо сделал. Через месяц-полтора дом этот сгорел, и тогда погиб бы и архив».

Неизвестный художник.
Портрет Д.В. Нарышкина.
1820-1830-е гг.

О посещении Загорья оставил яркие воспоминания и В.Е. Елховский:

«Наутро выехали в Загорье. Там мы почти ничего уже не застали. <...>Побеседовали с мужичками. Они сказали, что кроме книг, тут было много писем, но они их все выкурили. «А интересные были письма?» — спрашиваем. «Всяко было, но были и дюже антирестные. Один какой-то Нарышкин был во Франции во время французской революции и все описывал, что там делается. А потом написал: не дай Бог, если у нас так будет». – Ну, и куда же вы это письмо девали?» — «Тоже выкурили». Так мы и уехали отсюда, можно сказать, с пустыми руками».

Далее, как пишет М.И. Смирнов, вместе с В.Е. Елховским они поехали в усадьбу князей Гагариных — с. Гагаринские Новоселки. Там, в старинном имении в бывшем княжеском доме, организовалась трудовая коммуна «Молот».

Владимир Евгеньевич вспоминал об этом:

«Дом – трехэтажный дворец был опечатан уездным Земельным отделом. Владельцы - восьмидесятилетняя княгиня Гагарина, к тому же слепая, и дочь ее - графиня Татищева Виринея Васильевна, лет 50-ти, и какой-то родственник статс-секретарь императора Александра II, еще более древний, чем княгиня... Татаринов (вероятно, сын или другой родственник статс-секретаря), были выселены в одну небольшую комнату. Там же, за заколоченной одной доской комнатной дверью, по соседству, помещались и коммунары. Из-за двери неслись пьяные крики: «Бей буржуев, вырезать всех начисто». Такая обстановка заставляла спешить, иначе все могло быть расхищено. <...>Не стыжусь сознаться, что у меня буквально разбежались глаза при виде той обстановки и той роскоши, которую я увидел там во всех этажах. Дивная мебель карельской березы, чудные шкафы красного дерева, люстры, книги, мундиры и чего только там не было. Снова составили опись всего, что подлежит вывозу. <...>У коммунаров пришлось с большим скандалом отбирать круглый стол карельской березы, на котором они пили чай и водку. Грязные пятна разлились по всему столу, смешанные с остатками махорки и вина. Это был один из тех столов, которые теперь служат предметом удивления для посетителей Горицкого музея…».

Ваза. Середина XIX в. Зеркало. XVIII в.
Стол. Конец XVIII-первая четв. XIX в. Диван. Конец XVIII-первая четв. XIX в.
Андре Шарль Буль. Шкафчик. XIX в.

Вывоз предметов музейного значения продолжался на протяжении нескольких лет, однако, как пишет М.И. Смирнов, «28 мая 1919 г. оказалось возможным открыть музей для посетителей в составе восьми залов, а именно: картинной галереи (собрание И.П. Свешникова), художественно-бытового отдела (быт помещиков), отдела родиноведения (география, естественная история и прочее)». В 1920 году в музее был открыт зал оружия, в котором помещены были также некоторые предметы дворянского быта.

Экспозиция музея. 1925 г.

На протяжении 1920-х годов предметы искусства и быта из усадеб Переславского края были широко представлены в залах музея. В 1927 году М.И. Смирнов перестроил экспозиции историко-художественного отдела, в котором были «две дворянские бытовые комнаты со множеством портретов, мебелью карельской березы и красного дерева».

  logoprlogo

В экспозиции "КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".