111

 

«Вновь в моих руках молоток для перестройки музея,
для приобщения
его к социалистическому строительству»
Предметы из дворянских усадеб
и музейная экспозиция в 1930-е годы

К.И. Иванов. 1929 г.

В 1930 году началась коренная перестройка музея на основе марксистско-ленинского учения и диалектического материализма. В это время М.И. Смирнова на посту директора сменил молодой рабочий К.И. Иванов. В феврале 1930 года им был прочитан доклад о состоянии Переславского музея, в котором молодой руководитель в числе прочего предложил значительно сократить часть построенных М.И. Смирновым экспозиций, в частности, «обстановку помещичьего быта начала XIX века (карельская береза) разместить в сравнительно небольшой комнате». Он также заявил, что «дальнейшая работа музея должна будет производиться с большим упором на современность, тогда как до последнего времени главная ориентировка музейной работы была связана с изучением прошлого, а не с текущей жизнью».

В апреле этого же года комиссия Переславского РК ВКП(б) в числе прочего постановила: «Имея в музее хорошо отраженный помещичий быт, но ему не противопоставлен быт прошлый и настоящий рабочего и крестьянина, а поэтому этот отдел иметь отражение лишь в этом освещении».

Выписка из протокола заседания комиссии Переславского РК ВКП(б). 1930 г.

В декабре 1930 года в Москве состоялся I Всероссийский музейный съезд, который надолго определил основные направления музейной деятельности по всей стране и, конечно, его решения не могли не коснуться Переславского музея. Съезд призвал покончить с «вещевым фетишизмом», отказаться от музеев-кунсткамер, поставить музей на службу социалистическому строительству и превратить в инструмент культурной революции. Начался переход от показа вещей к показу идей.

К.И. Иванов среди делегатов I Всероссийского музейного съезда. 1930 г.

Спустя несколько месяцев решения музейного съезда были конкретизированы в Обращении областного Исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Ивановской Промышленной области, адресованном РАЙОНО и музеям Ивановской Промышленной области. Относительно предметов дворянского и купеческого быта в музейных экспозициях в нем говорилось:

«Музеи сохраняют в отображении дворянское, крестьянское, купеческое искусство; показывают интерьеры дворянского и купеческого быта, вовсе не сопоставляя его с крестьянским и рабочим бытом и не вскрывают эксплуататорской политики буржуазии».

Обращение областного Исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ИПО. 1931 г.

В 1931 году музейные сотрудники под руководством К.И. Иванова приступили к перестройке экспозиций музея. В своем дневнике 30 сентября 1931 года Иванов оставил такую запись:

«Опять принимаемся работать по выкорчевке старых традиций в музейной экспозиции. Ломаем старую форму экспозиции. Включаем новые пути в деле перестройки музея, применяя новые методы – диалектический материализм – марксистско-ленинское учение об обществе и о природе. Работаем по организации комплекса дворян-помещиков. Трудно обстоит дело с переброской некоторых экспонатов, особенно из низа вверх. Прилагаем все силенки, ну дело идет».

Сотрудники музея (слева направо: Г. Тимофеев, В. Савельев, К. Иванов, Ф. Чесалов)

Из «Книги отзывов». 13 апреля 1932 г.:

«Я, Багров, ходил глядеть исторический Переславский музей. На меня произвело такое впечатление, когда нас повели глядеть золотые одежды бояр и буржуев, их комнаты, картины, и из этой повели в те, где стоит полуразвалившаяся крестьянская избушка со станком в переднем углу и с подсвечником /светец/. Затем понравился обман религии, как она обманывала народ. Целиком оправдались слова Маркса: «Религия есть опиум народа». Это верно».

Несмотря на все установки и директивы, Константину Ивановичу при перестройке экспозиций так и не удалось полностью уйти «от показа вещей к показу идей», об этом красноречиво говорят результаты обследований Переславского музея, проведенные в разные годы специалистами сначала Ивановской, а затем и Ярославской области.

В 1933 году в Акте по результатам обследования музея было указано на слабую проработку залов, характеризующих быт помещика-дворянина и крестьянина:

«В основном, еще по-прежнему даются экспонаты как «интересные» исторические вещи, часто даже не приведенные в относительную систему преподнесения /груды тарелок /фарфор/ на столах и т.п./ Даваемые «интерьеры» не реальны, а даваемая курная изба не жилая, оформление не закончено».

Акт обследования Переславль-залесского краеведческого музея. 1933 г. Зал дворянского быта. 1930-е гг.

Вероятно, в первые годы музейной работы для выполнения поставленных задач бывшему рабочему не хватило знаний и конкретных методических указаний со стороны руководства. В этом он сам признавался в 1939 году, говоря о том, что 1930–1933 годы «надо считать периодом исканий, когда молодые сотрудники музея производят опыты, как лучше преподнести посетителям-трудящимся собранные музейные коллекции.<...> Конечно, в некоторой степени оправдывает работников музея то обстоятельство, что надлежащих, четких установок построения музеев со стороны Наркомпроса и его музейных органов на места и в частности в Переславль-Залесский Краеведный музей, не поступало».

Однако и в последующие годы «недостатки», на которые ранее указывали К.И. Иванову, им не были устранены. В залах музея по-прежнему оставалось большое количество предметов дворянского быта, экспозиция занимала целых три зала. В 1938 году музей вновь был обследован уже ярославскими специалистами – директором и научным работником областного краеведческого музея тов. Катковым и Рейпольским. Ими было установлено, что «тема «Дворянский быт» развернута в трех больших залах, выставлена мебель, посуда, фамильные портреты. Вещи оторваны от политики. В теме отсутствует характеристика помещика-крепостника и угнетателя. В зале № 7 тема «Жизнь крепостного крестьянина» оформлена небрежно и неправильно. В теме нет ни одного документа, характеризующего беспросветную жизнь крепостного крестьянина. «Курная изба» недооборудована и представляет из себя избу XX века».

К.И. Иванову было приказано: «Интерьер, показывающий «дворянский быт», закрыть и оборудовать интерьер «дворянского быта» в одной комнате с показом в нем не только роскоши и богатства помещика, но и его политику жесточайшей эксплуатации, угнетения и порабощения крестьян – источника богатства помещика. Оставшуюся посуду, мебель и прочее использовать в следующих темах XVIII и XIX века».

Выписка из приказа по Ярославскому ОБЛОНО о состоянии работы Переславского музея. 1938 г.

С 1938 года началась новая перестройка музейных экспозиций.

План построения комплекса «Дворянство Переславского края». 1941 г.

В 1939 году был издан путеводитель по Переславскому музею, в котором мы находим описание отдела истории края, где «в двух залах оборудованы интерьеры быта помещика, причем мебель карельской березы, выставленная здесь, сделана местными крепостными мастерами. Особенно поражают своим искусством столы, сделанные из отдельных сучков. И как контраст этой пустой жизни помещика, основанной на жестокой эксплуатации крестьянства, показывается быт крепостного крестьянина, того, кто создавал своим потом и кровью богатства дворянству. Быт крепостного крестьянина дан подлинной курной избой, то есть избой, где топка производилась по-черному, без трубы, с соответствующей ей убогой обстановкой и жившими вместе с человеком теленком и курами. От этой избы до сих пор сохранился запах гари и копоти».

Фрагмент экспозиции 1930-е годы.
  logoprlogo

В экспозиции "КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".