«В отделе Истории края преобладает объемный, вещественный материал, |
|
После Великой Отечественной войны все силы сотрудников были направлены на восстановление работы музея. В конце 1940-х годов выходят несколько важных документов, регламентирующих музейную деятельность. В 1946 году утверждена примерная тематическая структура построения экспозиций краеведческих музеев, разработанная Научно-исследовательским институтом краеведческой и музейной работы. Обязательными в структуре краеведческих музеев являются: отдел природы, отдел дореволюционного прошлого края и отдел советского периода. Годом позже вышел Приказ председателя Комитета по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров РСФСР № 121 «Об улучшении работы краеведческих музеев». Этот документ имеет огромное значение для дальнейшего развития музейного строительства, поскольку в нем было указано не только на недостатки в идеологической работе музеев, но и на тот факт, что «во многих музеях, в результате неправильных установок управления музеев в предвоенные годы, ценнейшие экспонаты по экономике, культуре и быту населения были вытеснены так называемыми плоскостными материалами (диаграммами, фотоснимками, газетными вырезками и пр.). Установленная ранее структура экспозиции краеведческих музеев требует пересмотра». Документ в числе прочего предписывал: |
|
| |
К.И. Иванов в отчете музея за 1947 год писал: |
|
| |
К.И. Иванов. 1948 г. | |
В 1950-60-е годы главной задачей в области музейной работы было создание «полноценных отделов советского периода». При строительстве отделов дореволюционного прошлого края главным оставался принцип партийности. В этот период предметы из дворянских усадеб были неотъемлемой частью музейных экспозиций. В музее также сохранилась традиция воссоздания интерьера как способа показа помещичьего быта. При этом обязательно показывался и быт эксплуатируемых классов – рабочего и крестьянина. |
|
Интерьер комнаты помещика. Фрагмент экспозиции. 1956 г. |
Интерьер каморки рабочего. Фрагмент экспозиции. 1956 г. |
Музейная экспозиция не давала информации о владельцах усадеб, их роли в развитии Переславского края, усадебной культуре, поскольку это не соответствовало задачам музеев в коммунистическом воспитании трудящихся. Исключение составляли лишь те имена, чьи заслуги были официально признаны на государственном уровне. Из отчета Переславль-Залесского историко-художественного музея за 1962 г.: |
|
| |
«Зал XVIII в.» 1962 г. | |
Интерьер дворянской комнаты конца XVIII – нач. XIX в. 1962 г. | |
К.И. Иванов с посетителями в отделе истории края. 1960-е гг. |
В экспозиции "КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы |