111

 

«В отделе Истории края преобладает объемный, вещественный материал,
в большинстве, оригинальный»
Предметы из дворянских усадеб
и музейная экспозиция в 1940–1969 годах

 

После Великой Отечественной войны все силы сотрудников были направлены на восстановление работы музея. В конце 1940-х годов выходят несколько важных документов, регламентирующих музейную деятельность. В 1946 году утверждена примерная тематическая структура построения экспозиций краеведческих музеев, разработанная Научно-исследовательским институтом краеведческой и музейной работы. Обязательными в структуре краеведческих музеев являются: отдел природы, отдел дореволюционного прошлого края и отдел советского периода.

Годом позже вышел Приказ председателя Комитета по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров РСФСР № 121 «Об улучшении работы краеведческих музеев». Этот документ имеет огромное значение для дальнейшего развития музейного строительства, поскольку в нем было указано не только на недостатки в идеологической работе музеев, но и на тот факт, что «во многих музеях, в результате неправильных установок управления музеев в предвоенные годы, ценнейшие экспонаты по экономике, культуре и быту населения были вытеснены так называемыми плоскостными материалами (диаграммами, фотоснимками, газетными вырезками и пр.). Установленная ранее структура экспозиции краеведческих музеев требует пересмотра». Документ в числе прочего предписывал:

«Принять меры к улучшению экспозиции отделов истории края. <...> При этом необходимо широко использовать коллекции по этнографии, керамике, нумизматике, произведения искусства, оружие, мебель и пр. <...> Покончить с порочной практикой развертывания экспозиции на плоскостном, графическом материале без широкого использования объемных экспонатов, подлинных вещей, образцов промышленных изделий, художественных произведений, документов и т.д.»

К.И. Иванов в отчете музея за 1947 год писал:

«В отделе Истории края <...> преобладает объемный, вещественный материал, в большинстве, оригинальный».

К.И. Иванов. 1948 г.

В 1950-60-е годы главной задачей в области музейной работы было создание «полноценных отделов советского периода». При строительстве отделов дореволюционного прошлого края главным оставался принцип партийности. В этот период предметы из дворянских усадеб были неотъемлемой частью музейных экспозиций. В музее также сохранилась традиция воссоздания интерьера как способа показа помещичьего быта. При этом обязательно показывался и быт эксплуатируемых классов – рабочего и крестьянина.

Интерьер комнаты помещика.
Фрагмент экспозиции. 1956 г.
Интерьер каморки рабочего.
Фрагмент экспозиции. 1956 г.

Музейная экспозиция не давала информации о владельцах усадеб, их роли в развитии Переславского края, усадебной культуре, поскольку это не соответствовало задачам музеев в коммунистическом воспитании трудящихся. Исключение составляли лишь те имена, чьи заслуги были официально признаны на государственном уровне.

Из отчета Переславль-Залесского историко-художественного музея за 1962 г.:

«Создана новая экспозиция зала XVIII века, посвященная развитию Переславль-Залесского, образованию губернии, уезда и выдающимся флотоводцам Г.А. Спиридову и И.А. Повалишину.

Из фонда выставлено дополнительно много новых экспонатов: фарфор, гравюры, резьба по дереву, ткани, оружие и т.п.».

«Зал XVIII в.» 1962 г.
Интерьер дворянской комнаты конца XVIII – нач. XIX в. 1962 г.
К.И. Иванов с посетителями в отделе истории края. 1960-е гг.
  logoprlogo

В экспозиции "КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".