История создания Картинной галереи Переславского музея 1918–1929 гг.
Из воспоминаний Михаила Ивановича Смирнова и Владимира Евгеньевича Елховского |
|
|
М.И. Смирнов. 1925 г. |
|
Создание Картинной галереи относится к
первым годам жизни Переславского музея и связано
с деятельностью его основателя Михаила Ивановича Смирнова. |
|
|
В.Е. Елховский. 1920-е гг. |
|
Сотрудник музея, краевед Владимир Евгеньевич Елховский оставил об этом свои воспоминания:
|
«Еще до
поступления в лесной отдел Михаил Иванович Смирнов много хлопотал
об организации в Переславле музея. <...> Ухватился
он за завещание уроженца Переславля московского купца Ивана
Петровича Свешникова, который умер за несколько лет до войны
и похоронен в Переславском Никольском монастыре.
За свою долгую жизнь И. П. Свешников собрал свыше
пятисот картин, преимущественно передвижников, и по смерти
завещал их своей родине Переславлю. Но отцы города
<...> просто отказались от картин за отсутствием
для них помещения, и все картины поступили
в Румянцевский музей. М.И. Смирнов ездил по этому
вопросу несколько раз в Москву и через Наталью Ивановну
Троцкую, заведовавшую тогда Музейным отделом Наркомпроса, добился
вернуть в Переславль из свешниковской коллекции
45 картин известных художников».
|
|
|
Егорнов С.С. Портрет И.П. Свешникова |
Н.И. Седова-Троцкая. Заведующая музейным отделом Наркомпроса в 1918—1928 гг. |
Сам М.И. Смирнов писал об этом: |
«Картины И.П.Свешникова, как я узнал
в Румянцевском музее, большей частью лежали в кладовой,
и хранитель галереи Николай Ильич Романов, которого я знал
по археологическому музею, обещал мне отобрать лучшие
для Переславля. К картинам мне даны были ящики,
и я нанял одного из музейных служителей упаковать
мне картины для перевозки. В декабре все это было
проделано, и прямо на подводах я перевез
их в Переславль. Прислали мне 45 картин, среди них были:
Шишкина — «Ручей в лесу»,
Семирадского — «Опасный урок»,
Сведомского — «Фульвия с головой Цицерона»,
Дубовского — «Взморье», Соколова — «На родине»,
Клевера — «Закат», Венига — «Дедушка, спаси», Маковских
и другие. Одним словом, ценные коллекции, главным образом,
передвижников».
|
|
|
Шишкин И.И. Ручей в лесу |
Семирадский Г.И. Опасный урок |
|
|
Сведомский П.А. Фульвия с головой Цицерона |
Соколов М.Г. На родине |
|
|
Клевер Ю.Ю. Закат |
Вениг П.К. Дедушка, спаси! |
|
|
Маковский В.Е. Дети |
Маковский К.Е. Дети |
Оставалось только решить вопрос, где разместить эти ценные коллекции. |
«Когда пришли в Переславль картины и стали
примерять их развеску в доме бывшем Шилля, то оказалось,
что ничего другого, кроме картинной галереи,
тут не поместить, а для других отделов музея места
совсем нет, то пришлось думать о помещении более обширном
и вместительном, чем это здание.Пришлось остановиться на
зданиях духовного училища в упраздненном еще при Екатерине Горицком
монастыре».
|
|
|
Бывший Успенский Горицкий монастырь. 1926 г. |
|
31 января 1919 года исполком горсовета
принял постановление о передаче архитектурного ансамбля Горицкого
монастыря для размещения музейных экспозиций. Обратимся к воспоминаниям В.Е. Елховского: |
«Наступил
новый 1919 год. Вся Россия была во мгле, и никто
не знал, что принесет ему будущее. С организацией музея
откладывать дело в долгий ящик было нельзя. В один
«прекрасный день» я взял санки, поехал на базар
и на своем хребте привез в Горицкий монастырь
два круга веревок для развешивания картин. Расстановкой
и развеской их занялся Михаил Иванович, а мне нужно было
не терять времени на вывозку всего музейного имущества
из имений».
|
28 мая 1919 года первые экспозиции
музея, в том числе и Картинная галерея, были открыты для
осмотра. Начался новый этап в ее развитии – формирование
коллекций. М.И. Смирнову был выдан мандат,
в котором значилось, что он является представителем
Всероссийской коллегии в деле охраны памятников искусства
и старины по Переславскому и Александровскому уездам
Владимирской губернии. С этим мандатом он имел право
перевозить художественные и исторические предметы из имений,
церквей и монастырей города и района в музей,
где была создана комиссия, которая обследовала и собирала
вещи музейного значения.
|
|
|
Мандат М.И. Смирнову на право перевозки ценностей из имений, церквей и монастырей. 1919 г. |
|
1-го декабря 1919 года поступил
на службу в музей художник Дмитрий Николаевич Кардовский.
М.И. Смирнов писал, что «это было большое
приобретение для музея. Талантливый художник и образованный
человек, он много принес пользы делу, как строгий ценитель
художественных предметов, положил начало составлению научного
инвентарного описания музейных экспонатов».
|
|
|
Д.Н. Кардовский. 1930 г. |
|
В течение 1919–1920 годов музейные
сотрудники побывали в имениях Бектышево, Гагаринских Новоселках,
Семендяйке и других помещичьих усадьбах. Привезенные в музей
портреты составили в 1924 году портретную галерею, о чем
М.И. Смирнов писал в годовом отчете музея: |
«…научная
работа музея шла своим чередом. Прежде всего, это выразилось
в организации нового отдела в музее – портретной
галереи, систематизированной по классовому принципу. Сюда вошли
60 портретов (масло) представителей старого Переславля –
буржуазия, дворянство, духовенство и представители нового
времени - членов местного УКОМа РКП, УИКа и др. Основная
задача галереи – иллюстрирование классовой борьбы местным
материалом. Как пользоваться им для этой цели, мною даны были
подробные указания школьным работникам».
|
В 1920-е годы начинает формироваться
фонд древнерусского искусства. В одном из монастырей города —
Даниловском — был открыт «Отдел древнерусской живописи»,
просуществовавший с 1925 по 1929 годы. В
1926 году М.И. Смирнову удалось договориться о значительном
пополнении художественной коллекции Переславского музея новыми
работами: |
«Октябрь почти весь прошел в командировках
<...>. Был в Русском музее с целью отборки картин
для пополнения музейной галереи. Петр Иванович Нерадовский,
заведующий художественным отделом, показал мне те картины, которые
он назначил. Все было очень хорошо. И через несколько
месяцев <...> все это поступило в музей. Тут были
очень ценные: Бенуа – «Лувр», Юон – «Переправа через Оку»,
Коровин – «Весна в деревне», Петровичев – «Осенний пейзаж»
и другие».
|
|
|
Бенуа А.Н. Версаль |
Юон К.Ф. Переправа через Оку |
|
|
Коровин К.А. Ранняя весна |
Петровичев П.И. Осенний пейзаж |
|
|
Разрешение Наркомпроса о передаче предметов в Переславский музей. 1927 г. |
Акт о передаче 15 картин из собрания Государственного Русского музея в Переславский музей. 1927 г. |
В конце 1920-х –начале 1930-х годов в
музее сформировалась прекрасная художественная коллекция,
о которой в «Книге отзывов» писали: |
«Музей, бесспорно, оставляет хорошее впечатление.
Несомненно, самое ценное в нем – картинная галерея Свешникова.
Есть поразительно хорошие картины…»
«Совершенно неожиданно в таком медвежьем уголке,
как Переславль, пришлось получить огромное эстетическое
удовольствие при осмотре, особенно картинной галереи: столько
красочности, жизни, силы!!! От некоторых картин, кажется,
не оторвался бы взгляд! Сколько силы и мощи, так и
чувствуется часть души, оставленной в них художником!
Большое русское спасибо людям, которые хранят эти чудные памятники
искусства...»
|
|
|
Картинная галерея. 1920-е гг. |
|