111

 

 

История создания Картинной галереи Переславского музея 1918–1929 гг.

Из воспоминаний Михаила Ивановича Смирнова и Владимира Евгеньевича Елховского

 

М.И. Смирнов. 1925 г.

 

Создание Картинной галереи относится к первым годам жизни Переславского музея и связано с деятельностью его основателя Михаила Ивановича Смирнова.

 

В.Е. Елховский. 1920-е гг.

 

Сотрудник музея, краевед Владимир Евгеньевич Елховский оставил об этом свои воспоминания:

«Еще до поступления в лесной отдел Михаил Иванович Смирнов много хлопотал об организации в Переславле музея. <...> Ухватился он за завещание уроженца Переславля московского купца Ивана Петровича Свешникова, который умер за несколько лет до войны и похоронен в Переславском Никольском монастыре.

За свою долгую жизнь И. П. Свешников собрал свыше пятисот картин, преимущественно передвижников, и по смерти завещал их своей родине Переславлю. Но отцы города <...> просто отказались от картин за отсутствием для них помещения, и все картины поступили в Румянцевский музей. М.И. Смирнов ездил по этому вопросу несколько раз в Москву и через Наталью Ивановну Троцкую, заведовавшую тогда Музейным отделом Наркомпроса, добился вернуть в Переславль из свешниковской коллекции 45 картин известных художников».

Егорнов С.С. Портрет И.П. Свешникова Н.И. Седова-Троцкая. Заведующая музейным отделом Наркомпроса в 1918—1928 гг.

Сам М.И. Смирнов писал об этом:

«Картины И.П.Свешникова, как я узнал в Румянцевском музее, большей частью лежали в кладовой, и хранитель галереи Николай Ильич Романов, которого я знал по археологическому музею, обещал мне отобрать лучшие для Переславля. К картинам мне даны были ящики, и я нанял одного из музейных служителей упаковать мне картины для перевозки. В декабре все это было проделано, и прямо на подводах я перевез их в Переславль. Прислали мне 45 картин, среди них были: Шишкина — «Ручей в лесу», Семирадского — «Опасный урок», Сведомского — «Фульвия с головой Цицерона», Дубовского — «Взморье», Соколова — «На родине», Клевера —  «Закат», Венига — «Дедушка, спаси», Маковских и другие. Одним словом, ценные коллекции, главным образом, передвижников».

 

Шишкин И.И. Ручей в лесу Семирадский Г.И. Опасный урок
Сведомский П.А. Фульвия с головой Цицерона Соколов М.Г. На родине
Клевер Ю.Ю. Закат Вениг П.К. Дедушка, спаси!
Маковский В.Е. Дети Маковский К.Е. Дети

Оставалось только решить вопрос, где разместить эти ценные коллекции.

«Когда пришли в Переславль картины и стали примерять их развеску в доме бывшем Шилля, то оказалось, что ничего другого, кроме картинной галереи, тут не поместить, а для других отделов музея места совсем нет, то пришлось думать о помещении более обширном и вместительном, чем это здание.Пришлось остановиться на зданиях духовного училища в упраздненном еще при Екатерине Горицком монастыре».

Бывший Успенский Горицкий монастырь. 1926 г.

31 января 1919 года исполком горсовета принял постановление о передаче архитектурного ансамбля Горицкого монастыря для размещения музейных экспозиций.

Обратимся к воспоминаниям В.Е. Елховского:

«Наступил новый 1919 год. Вся Россия была во мгле, и никто не знал, что принесет ему будущее. С организацией музея откладывать дело в долгий ящик было нельзя. В один «прекрасный день» я взял санки, поехал на базар и на своем хребте привез в Горицкий монастырь два круга веревок для развешивания картин. Расстановкой и развеской их занялся Михаил Иванович, а мне нужно было не терять времени на вывозку всего музейного имущества из имений».

28 мая 1919 года первые экспозиции музея, в том числе и Картинная галерея, были открыты для осмотра. Начался новый этап в ее развитии – формирование коллекций.

М.И. Смирнову был выдан мандат, в котором значилось, что он является представителем Всероссийской коллегии в деле охраны памятников искусства и старины по Переславскому и Александровскому уездам Владимирской губернии. С этим мандатом он имел право перевозить художественные и исторические предметы из имений, церквей и монастырей города и района в музей, где была создана комиссия, которая обследовала и собирала вещи музейного значения.

Мандат М.И. Смирнову на право перевозки ценностей из имений, церквей и монастырей. 1919 г.

1-го декабря 1919 года поступил на службу в музей художник Дмитрий Николаевич Кардовский. М.И. Смирнов писал, что «это было большое приобретение для музея. Талантливый художник и образованный человек, он много принес пользы делу, как строгий ценитель художественных предметов, положил начало составлению научного инвентарного описания музейных экспонатов».

Д.Н. Кардовский. 1930 г.

В течение 1919–1920 годов музейные сотрудники побывали в имениях Бектышево, Гагаринских Новоселках, Семендяйке и других помещичьих усадьбах. Привезенные в музей портреты составили в 1924 году портретную галерею, о чем М.И. Смирнов писал в годовом отчете музея:

«…научная работа музея шла своим чередом. Прежде всего, это выразилось в организации нового отдела в музее – портретной галереи, систематизированной по классовому принципу. Сюда вошли 60 портретов (масло) представителей старого Переславля – буржуазия, дворянство, духовенство и представители нового времени - членов местного УКОМа РКП, УИКа и др. Основная задача галереи – иллюстрирование классовой борьбы местным материалом. Как пользоваться им для этой цели, мною даны были подробные указания школьным работникам».

В 1920-е годы начинает формироваться фонд древнерусского искусства. В одном из монастырей города — Даниловском — был открыт «Отдел древнерусской живописи», просуществовавший с 1925 по 1929 годы.

В 1926 году М.И. Смирнову удалось договориться о значительном пополнении художественной коллекции Переславского музея новыми работами:

«Октябрь почти весь прошел в командировках <...>. Был в Русском музее с целью отборки картин для пополнения музейной галереи. Петр Иванович Нерадовский, заведующий художественным отделом, показал мне те картины, которые он назначил. Все было очень хорошо. И через несколько месяцев <...> все это поступило в музей. Тут были очень ценные: Бенуа – «Лувр», Юон – «Переправа через Оку», Коровин – «Весна в деревне», Петровичев – «Осенний пейзаж» и другие».

Бенуа А.Н. Версаль Юон К.Ф. Переправа через Оку
Коровин К.А. Ранняя весна Петровичев П.И. Осенний пейзаж
Разрешение Наркомпроса о передаче предметов в Переславский музей. 1927 г. Акт о передаче 15 картин из собрания Государственного Русского музея в Переславский музей. 1927 г.

В конце 1920-х –начале 1930-х годов в музее сформировалась прекрасная художественная коллекция, о которой в «Книге отзывов» писали:

«Музей, бесспорно, оставляет хорошее впечатление. Несомненно, самое ценное в нем – картинная галерея Свешникова. Есть поразительно хорошие картины…»

«Совершенно неожиданно в таком медвежьем уголке, как Переславль, пришлось получить огромное эстетическое удовольствие при осмотре, особенно картинной галереи: столько красочности, жизни, силы!!! От некоторых картин, кажется, не оторвался бы взгляд! Сколько силы и мощи, так и чувствуется часть души, оставленной в них художником! Большое русское спасибо людям, которые хранят эти чудные памятники искусства...»

Картинная галерея. 1920-е гг.
  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".