111

 

 

Научить пролетариат
и крестьянство пользоваться искусством, как орудием классовой борьбы

Картинная галерея Переславского музея
в 1930–1940-е годы

 

К.И. Иванов. 1929 г.

 

1930 год – начало нового этапа в истории Переславского музея. На смену М.И. Смирнову пришел новый директор – Константин Иванович Иванов.

К этому времени музей неоднократно подвергался длительным обследованиям и всесторонней критике как со стороны местных организаций, так и в газетных статьях, да и посетители указывали на то, что люди, строившие музей, далеко не марксисты, поскольку материалы революционного времени не нашли себе почетного места в музее. Это почетное место занимают цари, полководцы, свешниковы, попы. Одним словом, история строится по Иловайскому. Нужна реконструкция музея. Основная цель музея <...> стать агитатором за строительство социализма.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, начинающий директор предложил существующую портретную галерею как не имеющую особого показательного интереса для широких масс, вынести в коридор, а частью свернуть совершенно. К счастью, это необдуманное решение Константин Иванович не стал воплощать в жизнь.

 

Картинная галерея. 1929 г.

 

В декабре 1930 года в Москве состоялся Первый Музейный съезд, на долгие годы определивший основные направления музейного дела в нашей стране.
В приветственном письме к участникам съезда нарком просвещения А.С. Бубнов призвал делегатов преодолеть реакционное рутинерство, уйти от музеев-кунсткамер, поставить музеи на службу социалистическому строительству, превратить их в инструмент культурной революции, строить экспозиции на основе принципов материалистической диалектики.

К.И. Иванов на I Всероссийском Музейном съезде. 1930 г. Из речи Наркома просвещения А.С. Бубнова
на I Всероссийском Музейном съезде. 1930 г.

Во исполнение решений Первого Музейного съезда состоялось Обращение областного Исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Ивановской Промышленной области от 24 марта 1931 года, в котором, в частности, говорилось:

Картины музеями используются в старом преподношении. До сих пор сохранилось стремление показывать по школам: академизм, передвижники и т.д. В экспозиции музейный работник не стремится вскрыть, насколько художник как ремесленник использовался классом потребителей в разные времена для своих эксплуататорских целей (период абсолютной монархии, буржуазией, церковью и т.д.). Только при должном анализе искусства с точки зрения марксистского освещения можно подойти и к правильному его преподношению.

Из Плана построения Переславль-Залесского Краеведного музея по принципу диалектического материализма согласно решений I Всероссийского Музейного съезда и решений областного совещания музейных работников. 1931 г.

О выполнении решений Первого Музейного съезда К.И. Иванов рапортовал в отчете за 1931 год:

Музеем составлен генеральный план реэкспозиции музея в 1931 году, который предусматривал построение новой экспозиции на основе принципов диалектического материализма. <...>Художественный отдел – картинная галерея имени заслуженного деятеля искусств профессора Д.Н. Кардовского. <...> Ныне галерея занимает пять зал. Работа по реэкспозиции проходила под руководством педагога-художника Б.И. Покровского, работающего в порядке соц-совместительства. Консультировал реэкспозицию заслуженный деятель искусств профессор Д.Н. Кардовский. Экспозиция построена на показе искусства как определенно идеологической надстройки той или иной общественной формации.

Б.И. Покровский. 1925 г. Д.Н. Кардовский. 1930-е гг.

Примечательно, что молодой директор, не имевший опыта в музейной деятельности, опирался на знания и опыт профессионалов. Именно это позволило ему провести перестройку музея, сохранив художественный отдел в условиях, когда гуманитарным, художественным музеям отводилась второстепенная роль.

О работе над перестройкой Картинной галереи К.И. Иванов оставил очень интересные записи:

В десятом часу пришел Дмитрий Николаевич Кардовский. Федя, я и он начали планировать будущую картинную галерею. Дмитрий Николаевич дал указания, куда поместить картины, как расположить. <...> Вполне удачно разместили раздел торгово-промышленного купечества. Здесь пришлось использовать прекраснейшие портреты купцов Чечелевых, фабрикантов Темериных – материал чисто краеведческий. Этот раздел разместили в первой комнате бывшей канцелярии. Туго поддается дело с передвижниками. Работ-картин очень много, места нет. <...> Перешли к развеске картин в бывшей аудитории и библиотеке. Здесь сосредотачивается искусство академического уклона. Например, Сведомский, Семирадский и другие яркие представители классической темы. <...> Петруша с Федей довершают классическую живопись, я же увлекся Советским искусством. В комнате, посвященной этому разделу, пришлось разбить на несколько подотделов, т.к. работ мало. Советское искусство начинается с масла, затем карикатура, рисунок и графика. <...> Историко-художественный отдел имени заслуженного деятеля искусства республики профессора Д.Н. Кардовского закончен.

Сотрудники музея (слева направо: Г. Тимофеев, В. Савельев, К. Иванов, Ф. Чесалов)

Обратимся еще к одной дневниковой записи Константина Ивановича 1932 года:

…очень удачно будет рядом с портретами дворянства конца XVIII века поместить Чесменский бой, тем более, что портреты совпадают с боем. Есть, например, портрет Повалишина – морского офицера времен Екатерины. Здесь для нас, марксистов, очень важно отметить факт использования искусства на службе высшему классу – дворянству. Фиксация военного дворянина Повалишина своего участия в бою – заказ картины Чесменский бой.

Неизвестный художник. Портрет И.А. Повалишина. 1790-е гг. Неизвестный художник. Чесменский бой. Гибель турецкой эскадры.
2-я пол. XVIII в.

В начале своей музейной биографии К.И. Иванов, стремясь построить экспозицию на основе марксистско-ленинского учения, не очень задумывался о ее исторической достоверности. Известно, что адмирал И.А. Повалишин прославился как участник русско-шведской войны 1788-1790 гг., а Чесменский бой проходил под командованием адмирала Г.А. Спиридова. Именно по его заказу несколько картин на эту тему были выполнены неизвестным мастером. Работа поступила из имения Г.А. Спиридова, с. Нагорье.

Работы по перестройке Картинной галереи были завершены в 1935 году при участии специалистов Государственной Третьяковской галереи. Об этом К.И. Иванов сообщил переславцам в газете Коммунар:

Бригада в музее пересмотрела все наличие картин и заново перестроила картинную галерею по типу Третьяковки. Вначале дается искусство эпохи феодализма – иконы XV, XVI, XVII веков, в  лучших образцах. Вслед за этим идет одно за другим искусство дворянско-усадебное XVIII века, передвижничество 50, 60, 70-х годов прошлого столетия, тематика смелая, революционная. Академизм – наиболее реакционное течение в искусстве — искусство высшей аристократии, с одной стороны, и другая есть натурализм. Затем течение, близкое к реакции, но больше всего импрессионизм в раннем периоде, и параллельно течение – искусство для искусства. После этого — период исканий, условности, прямого тупика в буржуазном искусстве – так называемое течение кубизм, футуризм и так далее. И, наконец, наше советское искусство, социалистический реализм и местное самодеятельное искусство. Для трудящихся вновь перестроенная картинная галерея представляет ценнейший источник художественного воспитания.

Благодарность ГТГ за проделанную работу. 1935 г.

В 1930-е годы художественная коллекция Переславского музея продолжает пополняться. В 1931 году Союз советских художников, членом которого являлся Д.Н. Кардовский, передал в дар музею 33  произведения графики и живописи 14 современных авторов.

Решение Общества Союз советских художников о предоставлении Переславскому музею по одному произведению в дар от каждого члена общества. 1931 г.

В 1932 году из Государственной Третьяковской галереи поступили по одной небольшой работе В.Д. Поленова и В.В. Верещагина.

Поленов В.Д. Саккарская пирамида Верещагин В.В. Озеро

Из Ивановского областного музея были получены произведения Клевера, Машкова, Лентулова.

Клевер Ю.Ю. Оттепель Машков И.И. Натюрморт с бананами
Лентулов А.В. У Черниговской

Еще до работы в музее молодой рабочий Костя Иванов занимался в кружке изобразительного искусства фабрики Красное эхо.

Начиная с 1936 года, в музее постоянно проводятся выставки самодеятельных художников: В отделе Советского искусства создан специальный уголок местного самодеятельного искусства, выставлено всего 11 работ художников-самоучек: Иванов А.М. Автопортрет, Этюд, Головин Л.И. Вид на фабрику №5, Валяев С. Колхозники на отдыхе, Борисов Перед грозой, Сидоров С.И. Пограничник, Иванов К.И. Маловский сад, Эскиз к пьесе Ярость, Житков Сидящая женщина, Этюд, Грибы.

Афиша выставки художников-самоучек.
1930-е гг.
К.И. Иванов среди членов кружка изобразительного искусства фабрики Красное эхо. 1928 г.
Иванов К.И. Маловский сад Головин Л.И. Вид переславской фабрики кинопленки со стороны реки Трубеж

В годы Великой Отечественной войны все силы сотрудников Переславского музея были направлены на сохранение музейного собрания и формирование коллекции военного времени. Но даже в эти трудные годы К.И. Иванов делал все возможное, чтобы отдать дань памяти и уважения Д.Н. Кардовскому, ушедшему из жизни в 1943 году. К годовщине смерти художника в музее открылась экспозиция Заслуженный деятель искусств, профессор Д.Н. Кардовский и его ученики, а перед этим по просьбе Константина Ивановича от учеников художника в музей поступило более ста произведений.

В 1946 году газета Северный рабочий писала:

Картинная галерея музея пополнилась произведениями современных художников. Переславец Г.Н. Зезин написал картины: Синий камень, Дорога в Криушкино, В Маловском саду. Художник Ф.Ф. Платов подарил музею картину Вид Горицкого монастыря, художник Смолин — Вид на озеро Плещеево со стороны исторической усадьбы Ботик. Художник Вознесенский С.Л. написал портреты Героев Советского Союза, переславцев В.В. Пыряева, В.А. Котюнина, И.А. Чурочкина. Из скульптурных произведений приобретены бюсты и барельефы русских полководцев: А.В. Суворова, М.И. Кутузова, князей Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Козьмы Минина.

Зезин Г.Н. Синий камень Платов Ф.Ф. Вид на Горицкий монастырь
Смолин П.И. Вид на озеро Плещеево со стороны исторической усадьбы „Ботик“ Вознесенский С.Л. Портрет Героя Советского Союза Чурочкина И.А.
К.И. Иванов с сотрудниками музея в картинной галерее. 1949 г.
  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".