«Научить пролетариат Картинная галерея Переславского музея |
|
|
|
К.И. Иванов. 1929 г. |
|
1930 год – начало нового этапа в истории Переславского музея. На смену М.И. Смирнову пришел новый директор – Константин Иванович Иванов. К этому времени музей неоднократно «подвергался длительным обследованиям и всесторонней критике как со стороны местных организаций, так и в газетных статьях», да и посетители указывали на то, что люди, строившие музей, «далеко не марксисты», поскольку «материалы революционного времени не нашли себе почетного места в музее. Это почетное место занимают цари, полководцы, «свешниковы», попы. Одним словом, история строится по Иловайскому. Нужна реконструкция музея. Основная цель музея <...> стать агитатором за строительство социализма». Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, начинающий директор предложил «существующую «портретную галерею» как не имеющую особого показательного интереса для широких масс, вынести в коридор, а частью свернуть совершенно». К счастью, это необдуманное решение Константин Иванович не стал воплощать в жизнь. |
|
|
|
Картинная галерея. 1929 г. |
|
В декабре 1930 года в Москве
состоялся Первый Музейный съезд, на долгие годы определивший
основные направления музейного дела в нашей стране. |
|
К.И. Иванов на I Всероссийском Музейном съезде. 1930 г. | Из речи Наркома просвещения А.С. Бубнова на I Всероссийском Музейном съезде. 1930 г. |
Во исполнение решений Первого Музейного съезда состоялось Обращение областного Исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Ивановской Промышленной области от 24 марта 1931 года, в котором, в частности, говорилось: |
|
|
|
Из «Плана построения Переславль-Залесского Краеведного музея по принципу диалектического материализма согласно решений I Всероссийского Музейного съезда и решений областного совещания музейных работников». 1931 г. | |
О выполнении решений Первого Музейного съезда К.И. Иванов рапортовал в отчете за 1931 год: |
|
|
|
Б.И. Покровский. 1925 г. | Д.Н. Кардовский. 1930-е гг. |
Примечательно, что молодой директор, не имевший опыта в музейной деятельности, опирался на знания и опыт профессионалов. Именно это позволило ему провести перестройку музея, сохранив художественный отдел в условиях, когда гуманитарным, художественным музеям отводилась второстепенная роль. О работе над перестройкой Картинной галереи К.И. Иванов оставил очень интересные записи: |
|
|
|
Сотрудники музея (слева направо: Г. Тимофеев, В. Савельев, К. Иванов, Ф. Чесалов) | |
Обратимся еще к одной дневниковой записи Константина Ивановича 1932 года: |
|
|
|
Неизвестный художник. Портрет И.А. Повалишина. 1790-е гг. | Неизвестный художник. Чесменский бой. Гибель турецкой эскадры. 2-я пол. XVIII в. |
В начале своей музейной биографии К.И. Иванов, стремясь построить экспозицию на основе марксистско-ленинского учения, не очень задумывался о ее исторической достоверности. Известно, что адмирал И.А. Повалишин прославился как участник русско-шведской войны 1788-1790 гг., а Чесменский бой проходил под командованием адмирала Г.А. Спиридова. Именно по его заказу несколько картин на эту тему были выполнены неизвестным мастером. Работа поступила из имения Г.А. Спиридова, с. Нагорье. Работы по перестройке Картинной галереи были завершены в 1935 году при участии специалистов Государственной Третьяковской галереи. Об этом К.И. Иванов сообщил переславцам в газете «Коммунар»: |
|
|
|
Благодарность ГТГ за проделанную работу. 1935 г. | |
В 1930-е годы художественная коллекция Переславского музея продолжает пополняться. В 1931 году Союз советских художников, членом которого являлся Д.Н. Кардовский, передал в дар музею 33 произведения графики и живописи 14 современных авторов. |
|
Решение Общества «Союз советских художников» о предоставлении Переславскому музею по одному произведению в дар от каждого члена общества. 1931 г. | |
В 1932 году из Государственной Третьяковской галереи поступили по одной небольшой работе В.Д. Поленова и В.В. Верещагина. |
|
Поленов В.Д. Саккарская пирамида | Верещагин В.В. Озеро |
Из Ивановского областного музея были получены произведения Клевера, Машкова, Лентулова. |
|
Клевер Ю.Ю. Оттепель | Машков И.И. Натюрморт с бананами |
Лентулов А.В. У Черниговской | |
Еще до работы в музее молодой рабочий Костя Иванов занимался в кружке изобразительного искусства фабрики «Красное эхо». Начиная с 1936 года, в музее постоянно проводятся выставки самодеятельных художников: «В отделе «Советского искусства» создан специальный уголок местного самодеятельного искусства, выставлено всего 11 работ художников-самоучек: Иванов А.М. «Автопортрет», «Этюд», Головин Л.И. «Вид на фабрику №5», Валяев С. «Колхозники на отдыхе», Борисов «Перед грозой», Сидоров С.И. «Пограничник», Иванов К.И. «Маловский сад», «Эскиз к пьесе «Ярость», Житков «Сидящая женщина», «Этюд», «Грибы»». |
|
Афиша выставки художников-самоучек. 1930-е гг. |
К.И. Иванов среди членов кружка изобразительного искусства фабрики «Красное эхо». 1928 г. |
Иванов К.И. Маловский сад | Головин Л.И. Вид переславской фабрики кинопленки со стороны реки Трубеж |
В годы Великой Отечественной войны все силы сотрудников Переславского музея были направлены на сохранение музейного собрания и формирование коллекции военного времени. Но даже в эти трудные годы К.И. Иванов делал все возможное, чтобы отдать дань памяти и уважения Д.Н. Кардовскому, ушедшему из жизни в 1943 году. К годовщине смерти художника в музее открылась экспозиция «Заслуженный деятель искусств, профессор Д.Н. Кардовский и его ученики», а перед этим по просьбе Константина Ивановича от учеников художника в музей поступило более ста произведений. В 1946 году газета «Северный рабочий» писала: |
|
|
|
Зезин Г.Н. Синий камень | Платов Ф.Ф. Вид на Горицкий монастырь |
Смолин П.И. «Вид на озеро Плещеево со стороны исторической усадьбы „Ботик“» | Вознесенский С.Л. Портрет Героя Советского Союза Чурочкина И.А. |
К.И. Иванов с сотрудниками музея в картинной галерее. 1949 г. |
![]() ![]() ![]() |
В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы |