111

 

 

«Переславская третьяковка»

Картинная галерея Переславского музея
в 1950–1960-е годы.
По страницам местной прессы

Директор музея Константин Иванович Иванов уделял большое внимание популяризации деятельности музея. Сохранились записи его выступлений на радио, ему принадлежит большое количество статей, опубликованных как в центральной, так и в местной прессе. Особенно часто публикации К.И. Иванова и сотрудников музея появлялись в переславской газете «Коммунар» и областной газете «Северный рабочий». Обратимся к публикациям 1950–1960-х годов, посвященных одному из самых богатых отделов нашего музея – Картинной галерее, которую Константин Иванович с гордостью называл «Переславской третьяковкой».

Картинная галерея музея. 1950-е гг.

 

В 1950-е годы в залы Переславского музея начинают возвращаться подлинники, предпринимаются попытки научного обоснования новых экспозиций. В 1959 году под руководством научного сотрудника Русского музея И.Я. Богуславской и искусствоведа-реставратора Н.Н. Померанцева была построена новая экспозиция художественного отдела.

Письмо из Государственного Русского музея. 1958 г. Приказ об открытии художественного отдела. 1959 г.

Работа проходила под лозунгом: «На встречу XXI съезду КПСС» во исполнение приказа Министерства культуры РСФСР «О выставочных мероприятиях в связи с подготовкой к XXI съезду КПСС».

Приказ по Министерству культуры РСФСР
«О выставочных мероприятиях в связи с подготовкой к XXI съезду КПСС». 1958 г.

Из статьи И.Я. Богуславской «По залам музея» в газету «Коммунар». 1959 г.:

«Среди местных музеев нашей страны заслуженной известностью и любовью пользуется Переславский краеведческий музей, теперь преобразованный в историко-художественный. <...> Художественный отдел музея знакомит с произведениями русского искусства, значительный вклад в которое внесли и переславские мастера. До сих пор коллекции художественного отдела были известны посетителям только небольшой своей частью. В настоящее время в честь XXI съезда КПСС сотрудники музея создали новую расширенную экспозицию отдела. Она расположена в 16 комнатах двух этажей корпуса XIX века. Переходя из зала в зал, посетители знакомятся с произведениями русского искусства, начиная с икон XV—XVI вв. и кончая современным советским искусством».

Художественный отдел. 1959 г.

Как свидетельствует статья, кроме уже известных полотен из коллекции И.П. Свешникова, провинциального портрета и произведений XX века, в экспозицию музея вернулись предметы церковного культа:

«Музей богат очень ценными произведениями древнерусского прикладного искусства: серебряной и золоченой утварью XVII века, драгоценными бархатными и шелковыми тканями XVII—XVIII веков, произведениями древнерусского золотого шитья этого же времени. Наряду с ними в экспозиции представлены произведения народного искусства — набивные ткани, узоры которых набивались вручную с разных деревянных досок, изразцы, украшавшие фасады храмов и печи изб, древнее народное искусство эмали (финифти), резьба по дереву. Живопись XVIII века представлена портретами неизвестных художников и интересной картиной «Суд над Христом», которую, по преданию, Петр I подарил в церковь села Веськова». <...> «Таким образом, новая экспозиция Переславского музея интересно и с возможной полнотой знакомит с историей развития русского искусства и ее местными особенностями».

Неизвестный художник. Суд над Иисусом Христом. XVIII в. Неизвестный художник. Бой зверей. XVIII в.

По требованию комиссии, принимавшей новую экспозицию художественного отдела, картина «Суд над Иисусом Христом» была заменена на работу неизвестного художника «Бой зверей».

10 февраля 1959 года приказом № 95 Министерства культуры РСФСР Переславль-Залесский краеведческий музей переименован в Переславль-Залесский историко-художественный музей. В связи с этим его деятельность в 1960-е годы была регламентирована в том числе и директивами, адресованными художественным музеям и картинным галереям. В мае 1964 года ЦК КПСС принял Постановление «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся».

В этом же году Коллегия Министерства культуры СССР «в целях дальнейшего улучшения деятельности музеев и картинных галерей по коммунистическому воспитанию советских людей» постановила «в экспозициях музеев ярче отразить торжество великих идей марксизма-ленинизма». Приказ Министерства культуры РСФСР предписывал музеям «принять меры к значительному расширению базы эстетического воспитания трудящихся» и  улучшить «пропаганду изобразительного искусства».

Художественным музеям и картинным галереям рекомендовалось поддерживать связь с местными отделениями Союза художников, комплектовать коллекции произведениями на темы социалистического строительства и портретами выдающихся земляков – передовиков промышленного и сельскохозяйственного производства и иных сфер деятельности.

В залах Картинной галереи. 1960 г.

Из статьи К.И. Иванова «Переславль-Залесский в творчестве советских художников» в газету «Коммунар». 1964 г.:

«…самое значительное пополнение галереи произведениями советских художников на местную тему началось со дня образования в Переславле Дома творчества художников Художественного фонда СССР, а затем РСФСР, размещенного в бывшем доме Дмитрия Николаевича Кардовского.

Дом творчества был открыт 18 июля 1956 года, и с тех пор в нем побывало несколько сот художников и скульпторов со всех концов Советского Союза. Родилась мысль о создании тематической экспозиции, редкой для местных музеев: «Переславль-Залесский в творчестве советских художников».

Афиша «Переславский край в произведениях советских художников»

«Экспозиция расположена в двух вместительных залах и насчитывает более ста пятидесяти работ 72 художников и 9 скульпторов. На большом полотне художник Козлов Яков Иванович изобразил детей колхоза «Борьба», едущих в школу. Картина экспонировалась на выставке «Советская Россия» в Москве. Профессор Александр Александрович Осмеркин на трех полотнах показал живописные уголки Рыбной слободы и озера Плещеева. Ананьин и Прокопенко выполнили виды фабрик «Красное эхо» и кинопленки. В экспозиции представлены портреты передовиков промышленного и сельскохозяйственного производства».

Козлов Я.И. В школу. 1959 г. Осмеркин А.А. Рыбаки. 1948 г.
Ананьин К.М. Двор фабрики «Красное эхо». 1959 г.

«В зале представлены работы и ярославских художников на переславские темы: «Плещеево озеро» Семена Горячева, «В парке музея», «Переславль-Залесский зимою» и «Пейзаж с лыжниками» Татьяны Майковой, «Март» и «Чайная в селе Глебовском» Федора Новотельнова, «Уголок Рыбной слободы» Елены Рукавишниковой, «Дом академика Альбицкого» Вячеслава Шепелева».

Горячев С.П. «Плещеево озеро». 1956 г. Майкова Т.П. Пейзаж с лыжниками. 1959 г.
Новотельнов Ф.В. Чайная в селе Глебовском. 1959 г. Рукавишникова Е.А. Уголок рыбной слободы. 1962 г.
Шепелев В.В. Дом академика Г.П. Альбицкого в Переславле-Залесском. 1958 г.

В 1960-е годы традиционными в музее стали тематические выставки работ, на которых изображены местные жители. Первая такая выставка «Наши современники» открылась в 1961 году. На выставке был представлен портрет М.И. Смирнова, написанный в 1960 году по заказу музея. Так, спустя 30 лет, в музей стала возвращаться память об основателе и первом директоре Переславского музея Михаиле Ивановиче Смирнове.

Неизвестный художник. Портрет М.И. Смирнова. 1960 г. Афиша выставки «Наши современники». 1961 г.
Каталог выставки «Наши современники» 1961 г.
Афиша выставки «Переславцы в произведениях советских художников» 1968 г. «Переславцы в произведениях советских художников». Фрагмент выставки. 1968 г.

«В целях дальнейшего улучшения деятельности Переславского музея по коммунистическому воспитанию советских людей», в 1960-е годы в картинной галерее были построены выставки: «Ленин в произведениях советских художников», «Советская армия в произведениях советских художников», «Навстречу III съезду колхозников» и другие.

Афиша выставки, посвященной труженикам сельского хозяйства. 1969 г.
«Навстречу III съезду колхозников». Фрагмент выставки. 1969 г.

Из статьи К.И. Иванова «Тема выставки — советская деревня» в газету «Коммунар». 1969 г.:

«В Переславль-Залесском историко-художественном музее открылась выставка, посвященная советской деревне, ее людям. На ней экспонируется в подлинниках до тридцати произведений живописи, графики и скульптуры.

Выставку открывает портрет Героя Социалистического Труда Василия Ефимовича Привезенцева из колхоза «Борьба» Пономаревского сельсовета <...> Рядом — портрет Героя Социалистического Труда Анны Ивановны Давыдовой, доярки учхоза «Дружба». Портреты написаны художником А. Иконниковым.

На картине «Молотьба» (автор О. Л. Делла-вос-Кардовская) увековечены первые трудовые дни колхозников только что созданного в 1929 году колхоза имени В.И. Ленина в Подгорной слободе.

Большое полотно художника Н. Горелова названо — «Проверка выполнения социалистических обязательств».<...> Старейший ярославский художник С. Шитов представлен картиной «Стадо романовских овец».<...> На выставке экспонируются произведения Я.И. Козлова: портреты колхозных доярок Марии Николаевны Жижиной, Тамары Старостиной, Нюры Ступихиной и большая картина «В школу», которая экспонировалась на первой выставке «Советская Россия» в Москве».

Иконников А.И. Портрет А.И. Давыдовой. 1966 г. Делла-Вос-Кардовская О.Л. Молотьба в колхозе. 1920-е гг.
Шитов С.Ф. Стадо овец. 1940 г. Козлов Я.И. Портрет Нюры Ступихиной. 1958 г.

«Большой интерес вызывают и жанровые произведения: «Базар в Переславле-Залесском» А. Тимофеева, «Уборка капусты» Ф. Аминова, «Подледный лов» А. Жирнова, «Уборка свеклы» Ф. Шалаева, «Доярки» Л. Дербеневой. Интересны сельские пейзажи: «Клевер» московского художника В. Филипченко, «На лугах совхоза „Новоселье“» саратовца А. Бородина».

Аминов Ф.А. «Капустницы». 1957 г. Жирнов А.И. Подледный лов. 1964 г.
Дербенева Л.Я. Доярка. 1954 г. Филипченко В. Ф. Клевер. XX в.

«Музей выставил также работы студентов-выпускников Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, написанные ими во время летней практики в Переславском районе и переданные нашему музею дирекцией института. Вот эти картины: «Доярки» Т. Скородумовой, «На свиноводческой ферме» А. Копачева, «У кузницы» Ю. Корлякова, «На ветеринарном пункте» И. Семячкина…».

Скородумова Т. Н. Доярки. 1949 г. Копачев А. Свиноводческая ферма. 1949 г.
Корляков Ю. А. У кузницы. 1949 г. Семячкин И. На ветеринарном пункте. 1949 г.

В 1960-е годы коллекция Переславского музея постоянно пополняется за счет даров художников, работающих в Доме творчества, а также учеников и дочери Д.Н. Кардовского. Большое поступление было в конце 1960-х годов из Художественного фонда РСФСР.

Из статьи К.И. Иванова «Новые экспонаты в нашем музее» в газету «Коммунар». 1965 г.:

«Министерство Культуры РСФСР передало большое полотно художника А.П. Тимофеева «Базар в Переславле-Залесском». Картина была написана в Доме творчества имени Кардовского, и на ней точно воспроизведен переславский рынок в воскресный день. Картина экспонировалась на 2-й выставке «Советская Россия». <...> Получен приказ Министерства Культуры РСФСР о передаче нашему музею художественных произведений старых русских художников, из которых Н.П. Богданов-Бельский, П.О. Ковалевский и А.В. Маковский будут экспонироваться у нас впервые».

Тимофеев А.П. Базар в Переславле-Залесском. 1965 г. Богданов-Бельский Н.П. Крестьянин. Конец XIX– нач. XX в.
Ковалевский П.О. Две кавалькады. 1887 г. Маковский А.В. Мужской портрет. 1896 г.
Список работ, переданных музею. 1964 г. К.И. Иванов с посетителями в картинной галерее музея. 1960-е гг.

Из статьи К.И. Иванова «К 100-летию со дня рождения Д.Н. Кардовского» в газету «Коммунар». 1966 г.:

«…Художественный отдел музея, носящий имя Кардовского, размещенный в 21 зале, ежегодно пополняется новыми произведениями изобразительного искусства. На этих днях из Москвы доставлены в музей из запасника Министерства культуры СССР новые экспонаты. Среди произведений живописи большие полотна: «Переславская Федоровская Слобода» художника А.Н. Макарова, «В озерных краях» А.А. Тутунова, «На лесах Большого театра. В.Е. Попкова и «Петр Первый за работой в Летнем саду» Н.И. Рябинина».

Макаров А.Н. Слобода. XX в. Тутунов А.А. В озерных краях. 1960 г.
Попков В.Е. На лесах Большого театра. 1959 г. Рябинин Н.И. Петр I за работой. 1965 г.


В 1969 году в статье, посвященной 50-летию музея, К.И. Иванов писал:

«Художественный отдел имени Д.Н. Кардовского размещен в 19 залах. Четыре зала занимает древнерусское искусство: иконы, деревянная скульптура, предметы прикладного искусства. В экспозицию включены интерьеры Ф.И. Шаляпина, К.А. Коровина и Д.Н. Кардовского. Создана редкая тематическая экспозиция «Переславль-Залесский в творчестве советских художников»».

Картинная галерея. 1966 г.
  logoprlogo

В экспозиции " КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории" использованы материалы
из собрания и Научного архива Переславского музея-заповедника.
Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры
"Гений места. Новое краеведение".