Вспоминает сын священника Алексей Лобцов
6 января 1915 года в день Крещения Господня в городе Переславле состоялись проводы запасных. Всего запасных было 423 человека. Их провожала музыка и огромная толпа народа. Среди провожающих были отцы, матери, жёны и дети воинов. Они плакали, провожая их, как будто зная, что им придётся погибнуть. На конце города разразились настоящие рыдания. Некоторые, в последний раз видя отцов и мужей, плакали до обморока. Но запасные были бодрые. Лишь некоторые из них грустили о доме, о жене, о детях. Простившись со своими родными и знакомыми, запасные сели на казённые подводы и поехали на станцию. Музыка в последний раз сыграла (музыка «Боже Царя храни») и все провожающие стали расходиться по домам.
Переславский музей-заповедник. Дело 4265. Папка 2.
Вспоминает текстильщик Константин Иванов
Поезд за поездом в глубь страны возвращались сотни тысяч искалеченных солдат. Переславская больница была переполнена ранеными. Дом Шилля заполнился инвалидами. Недавно построенная «свешниковская» школа закрыта и занята для увечных солдат. Значительное количество городских средств расходуется на их содержание. В частично закрытой фабрике Павлова, в корпусах мужской гимназии и фабричной больницы Товарищества Переславской мануфактуры содержится огромное количество военнопленных. Городская управа не сумела использовать их на общественных работах. Они проедали огромные государственные средства.
Рабочие местных фабрик и заводов были подчинены военным целям. На фабрике Товарищества Переславской мануфактуры, на медеобрабатывающем заводе Захряпина массово приготовлялись снаряды. На фабрике «Проводник» готовили асбест и резину.
Штабели снарядов ежечасно напоминали рабочим об ужасной бойне на фронтах. Выходя из фабрик, рабочие собирались и обсуждали войну, говорили о голоде, об убитых на фронте друзьях. Росло революционное настроение.
Иванов, К. И. Переславль-Залесский в прошлом и настоящем. Ярославль: Ярославское областное издательство, 1940.
Вспоминает гимназист Сергей Елховский
Мы жили и учились, совершенно отрезанные от внешнего мира, в то время как империалистическая война, несмотря на отдалённость города от фронта, чувствовалась всюду. На фронт посылались всё новые и новые эшелоны мобилизованных солдат. Появились беженцы из западных губерний России. Продажа хлеба прекратилась, на сахар были введены карточки. Начиная с конца 1914 года старшеклассники мужской и женской гимназий проводили в городе «кружечные сборы на раненых», на «красный крест», «на семьи воинов» и тому подобное, но по-прежнему оставались вне всякой политики.
Коммунар. 1985. 18 октября; 19 октября.
Для выздоравливающих раненых
Для выздоравливающих раненых воинов, которым будет нужен хороший уход и содержание, губернским земством приготовлены помещения в следующих пунктах: в г. Переславле — 20.
Старый владимирец. 1914. 2 сентября.
Война и монастыри
Во Владимирской губернии в первой половине сентября были учреждены лазареты для раненых и больных воинов в следующих монастырях:
3) переславском Никитском мужском — на 4 коек;
11) Переславский Данилов монастырь предложил для лазарета помещение на 10 коек без оборудования их.
Старый владимирец. 1914. 28 сентября.
Переславль-Залесский. Возвращение из плена
На днях возвратился из-за границы председатель Переславской земской управы С. А. Федосеев. Он был застигнут войной на одном из немецких курортов. Немецкие власти почему-то решили, что председатель управы — воинский чин, и потому задержали его.
Когда же, спустя несколько месяцев, выяснилось, что земская должность не имеет ничего общего с военным ведомством, С. А. Федосеева освободили из плена.
Старый владимирец. 1914. 2 декабря.
Переславль-Залесский. Дети-беженцы
Настала великая и ужасная война. Первый год обитель работала на нужды войны: готовила бельё для лазаретов, тёплые вещи на армию, респираторы или противогазы. Не одна тысяча подобных вещей приготовлена была сёстрами. Прошёл год войны, враг вторгся в пределы нашего отечества и — сотни тысяч беженцев устремились в центральную Россию. Тысячи детей во время этого бегства потеряли своих родителей. Множество таких несчастных детей в начале прошлой осени скопилось в Москве, так что там не доставало уже места им. Нужно было во что бы то ни стало разгрузить столицу. Игумении Евгении предложили взять под кров своей обители некоторую долю несчастных детей, и она охотно согласилась приютить у себя до 150 девочек. В настоящее время в монастырь уже доставлено из Москвы 116 девочек в возрасте от 3-х до 15—16 лет. Все они размещены в Фёдоровском монастыре и его отделениях. 53 девочки школьного возраста обучаются в монастырских школах, 25 девочек 7—8 лет обучаются начальной грамоте и рукоделью под руководством приставленных к ним сестёр, 18 сравнительно взрослых, вышедших из пределов школьного возраста, обучаются рукоделью, остальные от 3 до 7 лет помещены в отдельном приюте. Средства на содержание этих детей беженцев даёт Земский Союз; от монастыря же даётся бесплатно помещение, отопление, освещение, прислуга и надзор.
Старый владимирец. 1916. 1 марта.
Скоморохово, Половецкой волости. Общество потребителей и спекулянты
Местное общество потребителей «Бережливость» на 3200 жителей получило 147 пудов пшеничной муки; мука выдаётся по карточкам, по 2 фунта на едока — стоимостью 5 р. 60 к. пуд. Пшена общество совсем не имеет.
Пшеничной муки крайне мало и более чем на 200 человек не хватит.
Этим спекулянты воспользовались и пшеничную муку продают 19 р. 50 к. пуд, а пшено 30 к. фунт, елейно убеждая покупателя, что они не наживаются, а благодетельствуют из сожаления неимущим.
Старый владимирец. 1917. 23 февраля.
Деревня Ченцы. Девочка-патриот
Среди дремучих вековых хвойных лесов затерялась небольшая деревушка Ченцы, в которой живёт больной и семейный крестьянин Н. Уваров. Пятнадцатилетняя дочь его, Аннушка, иногда высказывала пылкое желание идти на войну — в передовые ряды армии, и вдруг пропала... Теперь оказалось, что она, несмотря на сильные морозы, вьюги и 25-вёрстное расстояние до Переславля, была там у воинского начальника, умоляя принять её в ряды действующей армии.
Рассказывают, что в собственноручном прошении — просьбу свою она мотивировала так: «Отец мой не здоровый и потому не пригоден на войну, хотя незаменим для хилой семьи. Я крепка и желаю заменить его. Смерти я не боюсь и с радостью умру за Царя и родину».
Уважена ли просьба Ан. Уваровой, пока неизвестно.
Старый владимирец. 1917. 23 февраля.
Частушки Переславского уезда
Мужские | Женские |
---|---|
Эй, германец некрещёный,
Думал, думал, не забреют,
Все цветочки-василёчки,
Нас угонят, нас угонят
Оставайсь меньшому брату
Что ты, милка, не горюешь,
Эх, нынче осенью в солдаты,
Скоро, скоро зима будет,
Ах ты, милая моя,
Жени, тятенька, меня,
Эй, гуляй, не унывай,
В Германию дорога
Неужели в самом деле
Эх, недолго нам, ребята,
Эх, девчоночки, красавицы,
Ах, прощайте, мать, отец,
Ухожу, отец, в солдаты,
Походили мои ноженьки
Погодите, слёзки, капать
Неужели нас забреют, |
Давай, подружка дорогая,
Не пойду я в тот колодец,
Пойду, выйду на крылечко,
Повезу дружка в солдаты,
Две кукушки куковали
Поглядела б я теперь,
Во письме мне милый пишет,
Не горюйте, новобранцы,
Мой-ат миленький в плену,
Если б были сизы крылышки,
Напишу царю прошенье
Скучно милому мому
Я по линии гуляла,
Дружка ранили в Германии,
Ты германец, ты германец,
Дружка ранили в Германии,
Германские окопы
Солдаткой была,
Солдаткой была,
Я сидела на диване |
Отчёты по обследованию придорожных районов Северной железной дороги. М., 1922. Т. 13.